Прогулка - важный компонент в распорядке дня учреждения дошкольного образования. Цель прогулки:
- укрепление здоровья; профилактика утомления;
- физическое и умственное развитие детей;
- восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи прогулки:
- оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
- способствовать повышению физического развития детей дошкольного возраста;
- оптимизировать двигательную активность детей;
- способствовать познавательному, эстетическому, социально-нравственному и личностному развитию детей.
Виды прогулок:
- на участке учреждения дошкольного образования;
- пешеходные прогулки за пределы участка (дети старшего дошкольного возраста на расстояние до двух километров).
Требования к содержанию прогулки на участке учреждения дошкольного образования:
- наблюдение;
- двигательная активность: подвижные и спортивные игры, физические упражнения;
- трудовая деятельность;
- индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;
- самостоятельная деятельность детей. Последовательность структурных компонентов прогулки: (может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия)
- если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения;
- если до прогулки было занятие по физической культуре или музыкальной деятельности, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры;
- каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей;
- содержание прогулок определяется учебной программой дошкольного образования с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе. Организация наблюдений:
- Процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями. При планировании наблюдений воспитатель продумывает:
- оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей;
- приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация);
приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).
Организация двигательной деятельности: В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать: Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
- в младшей группе – 6-10 мин,
- в средней группе – 10-15 мин,
- в старшей группе – 20-25 мин. Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями или в старшем дошкольном возрасте спортивными играми, играми с элементами соревнований. К спортивным упражнениям относятся:
- катание на санках, на лыжах, на велосипедах, на самокатах. К спортивным играм относятся:
- городки,
- баскетбол,
- бадминтон,
- настольный теннис,
- футбол,
- хоккей Самостоятельная двигательная активность:
- характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей среды;
- индивидуальные задания (в соответствие с календарным планированием);
- в зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались;
- организацию двигательной активности воспитатель продумывает перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия;
- не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений;
- особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры;
- игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбуждёнными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность периода засыпания, может быть причиной снижения аппетита. Организация индивидуальной работы: в соответствии с календарным планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по:
- познавательному
- социально-нравственному и личностному
- физическому
- Эстетическому развитию детей. С этой целью подготавливает все необходимые материалы и оборудование. Трудовые поручения: воспитатель привлекает детей:
- к сбору игрушек
- оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки
- уходу за растениями и т.д. В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям. Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей:
- обеспечить им полную безопасность
- научить использовать пособия в соответствии с их предназначением
- осуществлять постоянный контроль деятельности детей на протяжении всей прогулки.