Современная семья не может растить ребенка изолированно от учреждения образования: ребенок сначала посещает учреждение дошкольного образования, затем учится в школе, занимается в какой-либо студии и т. д. Все эти учреждения помогают семье развивать ребенка и поэтому должны быть заинтересованы в объединении усилий с учетом своих преимуществ. Признание приоритета в воспитании собственных детей требует иных отношений семьи и детского сада. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество - это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Педагогическая культура законных представителей воспитанников - это их педагогическая подготовленность и зрелость как воспитателей, которая дает положительные результаты в процессе семейного и общественного воспитания детей. Педагогическая подготовленность включает в себя определенный объем психологических, педагогических, важных и необходимых медицинских, правовых, экономических знаний.
Формы и методы
оказания социально-педагогической помощи и поддержки семье:
- консультирование по проблеме (в том числе телефонное), по которой родители испытывают трудности в воспитании и развитии ребенка;
- консультирование специалиста: медика, учителя-дефектолога, педагога-психолога и др.
- проведение тренингов с детьми, с родителями;
- беседа с родителями; при этом важно дать понять, что у них в семье есть проблемы, а затем работать по индивидуальному плану с этой семьей;
- приглашение на групповые дискуссии, «круглый стол», в родительский клуб и т. д., с тем чтобы повысить педагогическую культуру родителей, предоставить возможность сравнить свою позицию по вопросам семейного воспитания с позицией других родителей, специалистов;
- выполнение родителями поручения, в результате чего можно установить доверительные отношения, а затем сотрудничать более тесно;
- участие в различных совместных мероприятиях родителей и детей. Желательно организовать «Клуб веселого настроения» «Семейную гостиную», в которых будут проходить подобные встречи. Это объединяет детей и родителей, вырабатывает привычку к культурному досугу, здоровому образу жизни;
- пользование библиотекой. Можно предложить родителям различную литературу, газеты, журналы, где освещаются интересные, яркие примеры воспитания детей в семье. Затем провести небольшое собеседование, обмен мнениями о прочитанном;
- пользование игротекой. Играя в совместные игры, родители и дети сближаются, объединяются общей идеей, интересами что положительно влияет на их взаимоотношения;
- проведение отдельных благотворительных мероприятий, акций;
- оказание материальной помощи нуждающимся семьям;
- прямое включение родителей в образовательный процесс.
Советы педагогам по организации посещения на дому:
- Помните, что домашний визит требует тщательной подготовки.
- Сообщите семье о своём визите, с какой целью и в течение которого времени вы будете у них находиться.
- Возьмите с собой работы ребёнка, портфолио.
- Не говорите только сами, дайте возможность членам семьи рассказать о своём ребенке, задать вопросы.
- Будьте осторожны, говоря о ребенке, старайтесь больше хвалить.
- Обратите особое внимание на детей и родителей, которые всячески уклоняются от встреч на «их территории».
- Рекомендации воспитателям
- «Как успешно провести родительское собрание»
- Планируя собрание, продумайте его, как встречу с друзьями.
- Разошлите персональные приглашения и подтвердите их устно. Многие родители избегают участвовать в собраниях и их нужно подтолкнуть.
- Обеспечьте присмотр за детьми во время собрания.
- Если семья не может посетить собрание, пошлите домой записку, в которой укажите содержание обсуждения и выразите надежду, что в следующий раз они смогут прийти.
- Проводите собрание в спокойной, дружеской обстановке.
- Пусть сообщения будут короткими. У взрослых небольшой объём внимания, особенно к концу дня.
- Постарайтесь оживить сообщения. Используйте юмор, шутку.
- Активизируйте обсуждение: участие в разговоре повышает заинтересованность. Задавайте открытые вопросы.
- Используйте все возможные наглядные средства для иллюстрации идей и соображений. Если вы обсуждаете вопросы детского развития, используйте магнитофонные записи, фотографии детей. Родителям это нравится.
- Всегда оставляйте на собрании время для общения родителей между собой.
- На собрание обязательно приглашайте представителей администрации учреждения.
Целесообразно после собрания сделать следующее:
- вывесить решение собрания родителей с указанием ответственных за выполнение и определением сроков;
- сделать оценку эффективности родительского собрания.
Тематика консультаций для родителей определяется их запросами, выявленными в результате опроса, анкетирования, бесед, а также в процессе проведения наблюдений, домашних визитов в семью и т. п..
Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми. Неплановые консультации возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.
- Родители должны быть заранее информированы о проведении тематических консультаций. Кроме объявлений о предстоящей консультации, лучше всего послать или вручить родителям индивидуальные открытки, записки с приглашением.
- Желательно подобрать соответствующий тест или составите памятку по теме консультации. Это позволит родителям уточнить, скорректировать некоторые позиции, сделать самооценку, самоанализ собственных действий и качеств, связанных с воспитанием ребёнка.
- Длительность тематической консультации не должна превышать 15-20 минут. Успейте за это время сказать самое главное, важное в виде советов, рекомендаций.
- Уточните, есть ли у родителей вопросы, ответьте на них.
- Подберите заранее и предложите желающим литературу, в случае если они захотят узнать о волнующей их проблеме больше.
- В тематической консультации должны участвовать специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы (педагог-психолог, медсестра, учитель-дефектолог и др.). В проведении некоторых консультаций могут оказать помощь профессионалы-родители, дети которых посещают ваше дошкольное учреждение.
Советы педагогам при проведении групповых
мероприятий с родителями
- Выберите наиболее актуальную, значимую проблему для всех или многих родителей.
- Создайте атмосферу комфорта и доброжелательности.
- Заранее информируйте родителей о предстоящем мероприятии. Вручите обоим родителям «Приглашение».
- Используйте разнообразные формы активизации родителей. Например, обсуждение проблемы может вестись в форме диалога, полилога, дискуссии; выполнение практических заданий - индивидуально, в парах, в малых группах по три-шесть человек, в виде педагогического соревнования.
- Включите игры, элементы тренингов, работу с памяткой, где каждый родитель будет активным равноправным участником.
- Предоставьте возможность высказаться всем желающим родителям.
- На подобные встречи приглашайте обоих родителей.
- Используйте наглядность, раздаточный материал, музыкальное сопровождение и прочее.
- Предоставьте родителям возможность учиться друг у друга, самим «добывать» знания, анализировать свой педагогический опыт.
- Не забудьте о юморе, способствуйте приятной, непринужденной обстановке во время общения участников.
- Будьте готовы к общению с «трудным» родителем.
- Хорошо, если мероприятие завершится совместным чаепитием в непринужденной, дружеской обстановке.