Взаимодействие с родителями

Современная  семья не может растить ребенка изолированно от учреждения образования: ребенок сначала посещает учреждение дошкольного образования, затем учится в школе, занимается в какой-либо студии и т. д. Все эти учреждения помогают семье развивать ребенка и по­этому должны быть заинтересованы в объединении усилий с учетом своих преимуществ. Признание приоритета в воспитании собствен­ных детей требует иных отношений семьи и детского сада. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудни­чество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации со­вместной деятельности, которая осуществляется на основании со­циальной перцепции и с помощью общения.

Педагогическая культура законных представителей воспитанников - это их педагогическая подготовленность и зрелость как воспитателей, которая дает положительные результаты в процессе семейного и общественного воспитания детей. Педагогическая подготовленность включает в себя определенный объем психологических, педагогических, важных и необ­ходимых медицинских, правовых, экономических знаний.

Формы и методы

оказания социально-педагогической  помощи и поддержки семье:

  • консультирование по проблеме (в том числе телефонное), по которой родители испытывают трудности в воспитании и развитии ребенка;
  • консультирование специалиста: медика, учителя-дефектолога, педагога-психолога и др.
  • проведение тренингов с детьми, с родителями;
  • беседа с родителями; при этом важно дать понять, что у них в семье есть проблемы, а затем работать по индивидуальному плану с этой семьей;
  • приглашение на групповые дискуссии, «круглый стол», в родительский клуб и т. д., с тем чтобы повысить педагогическую культуру родителей, предоставить возможность сравнить свою позицию по вопросам семейного воспитания с позицией других родителей, специалистов;
  • выполнение родителями поручения, в результате чего можно установить доверительные отношения, а затем сотрудничать более тесно;
  • участие в различных совместных мероприятиях родителей и детей. Желательно организовать «Клуб веселого настроения» «Семейную гостиную», в которых будут проходить подобные встречи. Это объединяет детей и родителей, вырабатывает привычку к культурному досугу, здоровому образу жизни;
  • пользование библиотекой. Можно предложить родителям различную литературу, газеты, журналы, где освещаются интересные, яркие примеры воспитания детей в семье. Затем провести небольшое собеседование, обмен мнениями о прочитанном;
  • пользование игротекой. Играя в совместные игры, родители и дети сближаются, объединяются общей идеей, интересами что положительно влияет на их взаимоотношения;
  • проведение отдельных благотворительных мероприятий, акций;
  • оказание материальной помощи нуждающимся семьям;
  • прямое включение родителей в образовательный процесс.

Советы педагогам по организации посещения на дому:

  • Помните, что домашний визит требует тщательной подготовки.
  • Сообщите семье о своём визите, с какой целью и в течение которого времени вы будете у них находиться.
  • Возьмите с собой работы ребёнка, портфолио.
  • Не говорите только сами, дайте возможность членам семьи рассказать о своём ребенке, задать вопросы.
  • Будьте осторожны, говоря о ребенке, старайтесь больше хва­лить.
  • Обратите особое внимание на детей и родителей, которые всячески уклоняются от встреч на «их территории».
  •  
  • Рекомендации воспитателям
  • «Как успешно провести родительское собрание»
  • Планируя собрание, продумайте его, как встречу с друзьями.
  • Разошлите персональные приглашения и подтвердите их устно. Многие родители избегают участвовать в собраниях и их нужно подтолкнуть.
  • Обеспечьте  присмотр за детьми во время собрания.
  • Если семья не может посетить собрание, пошлите домой записку, в которой укажите содержание обсуждения и выразите надежду, что в следующий раз они смогут прийти.
  • Проводите собрание в спокойной, дружеской обстановке.
  • Пусть сообщения будут короткими. У взрослых небольшой объём внимания, особенно к концу дня.
  • Постарайтесь оживить сообщения. Используйте юмор, шутку.
  • Активизируйте обсуждение: участие в разговоре повышает заинтересованность. Задавайте открытые вопросы.
  • Используйте все возможные наглядные средства для иллюстрации идей и соображений. Если вы обсуждаете вопросы детского развития, используйте магнитофонные записи, фотографии детей. Родителям это нравится.
  • Всегда оставляйте на собрании время для общения родителей между собой.
  • На собрание обязательно приглашайте представителей администрации учреждения.

Целесообразно после собрания сделать следующее:

  • вывесить решение собрания родителей с указанием ответственных за выполнение и определением сроков;
  • сделать оценку эффективности родительского собрания.

Тематика консультаций для родителей определяется их запросами, выявленными в результате опроса, анкетирования, бесед, а также в процессе проведения наблюдений, домашних визитов в семью и т. п..

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми. Неплановые консультации возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

  • Родители должны быть заранее информированы о проведении тематических консультаций. Кроме объявлений о предстоящей кон­сультации, лучше всего послать или вручить родителям индивиду­альные открытки, записки с приглашением.
  • Желательно подобрать соответствующий тест или соста­вите памятку по теме консультации. Это позволит родителям уточнить, скорректировать некоторые позиции, сделать само­оценку, самоанализ собственных действий и качеств, связан­ных с воспитанием ребёнка.
  • Длительность темати­ческой консультации не должна превышать 15-20 минут. Успейте за это время сказать самое главное, важное в виде советов, реко­мендаций.
  • Уточните, есть ли у родителей вопросы, ответьте на них.
  • Подберите заранее и предложите желающим литературу, в случае если они захотят узнать о волнующей их проблеме больше.
  • В тематической консультации должны участвовать специали­сты, которые могут помочь найти оптимальный вариант ре­шения проблемы (педагог-психолог, медсе­стра, учитель-дефектолог и др.). В проведении некоторых консультаций могут оказать помощь профессиона­лы-родители, дети которых посещают ваше дошкольное уч­реждение.

Советы педагогам при проведении групповых

мероприятий с родителями

  • Выберите наиболее актуальную, значимую проблему для всех или многих родителей.
  • Создайте атмосферу комфорта и доброжелательности.
  • Заранее информируйте родителей о предстоящем мероприятии. Вручите обоим родителям «Приглашение».
  • Используйте разнообразные формы активизации родителей. Например, обсуждение проблемы может вестись в форме диалога, полилога, дискуссии; выполнение практических заданий - индивидуально, в парах, в малых группах по три-шесть человек, в виде педагогического соревнования.
  • Включите игры, элементы тренингов, работу с памяткой, где каждый родитель будет активным равноправным участником.
  • Предоставьте возможность высказаться всем желающим родителям.
  • На подобные встречи приглашайте обоих родителей.
  • Используйте наглядность, раздаточный материал, музыкальное сопровождение и прочее.
  • Предоставьте родителям возможность учиться друг у друга, самим «добывать» знания, анализировать свой педагогический опыт.
  • Не забудьте о юморе, способствуйте приятной, непринужденной обстановке во время общения участников.
  • Будьте готовы к общению с «трудным» родителем.
  • Хорошо, если мероприятие завершится совместным чаепитием в непринужденной, дружеской обстановке.