Рекомендации к проведению занятий
по изобразительной деятельности
Рисование
Материал к занятию готовится заранее.
- В соответствии с видом рисования, темой занятия подготовить бумагу разного формата, фона (можно использовать цветной полукартон или тонировать бумагу акварельными, гуашевыми красками, тушью и т.п.)
- Гуашевые краски разводятся водой до густоты жидкой сметаны; для того, чтобы краски не обсыпались после высыхания, их можно разводить молоком. Для занятий с детьми младшей группы гуашевые краски разливаются в небольшие баночки, чтобы вода не испарялась, можно накрыть их бумагой, газетой, смоченными водой.
- Воду для промывания кистей наливают в баночки емкостью 0,5 л. В младших группах, если дети рисуют краской одного цвета, воду не готовят. Можно ставить несколько баночек на один стол, чтобы дети могли по мере загрязнения воды ее менять.
- Бумагу для рисования необходимо подписать.
- Кисти для рисования ставят в подставки; в младшей группе дети рисуют одной толстой круглой кистью среднего размера, а старшие дошкольники рисуют двумя кистями: толстой и тонкой (их должно быть больше, чем детей в группе).
- Карандаши необходимо хорошо заточить; в младшей группе их можно разместить в лотках, позже предлагать в открытой коробке; со средней группы карандаши даются в коробке. Для рисования карандашами в старших группах используют 18 – 24-цветных карандашей. В этой же коробке или отдельно у старших дошкольников должен быть простой карандаш.
- Весь материал для рисования (изобразительные материалы, банки с водой, салфетки для осушения кистей, подставки для кистей) выставляется на отдельный стол, оттуда его берут дети (дежурные по занятиям) перед началом занятия
- Особое внимание необходимо уделить размещению наглядного дидактического материала для занятия, подготовить подставку для натуры, продумать место размещения натуры или нескольких натур.
- В конце занятия организуется просмотр и анализ рисунков детей, поэтому следует продумать, где будут размещены готовые работы (на столе, на мольбертах, на доске и т.п.)
Аппликация
- В младшей группе дети выполняют коллажи из готовых форм, которые получают на подносе или в конверте.
- В средней группе дети учатся вырезать ножницами части, из которых изображают предметы, поэтому получают заготовки.
- Старшим дошкольникам предлагается набор цветной бумаги для самостоятельного подбора цвета бумаги и формата.
- В качестве основы для коллажа используют цветной картон и полукартон.
- Материалы (кисти, салфетки, подкладки под бумагу, ножницы, клей) выставляются на отдельный стол, и дети (дежурные) самостоятельно готовят столы к занятию. После занятия каждый из детей моет кисть, собирает обрезки (розетки для клея и салфетки моют дежурные).
- Ножницами дети работают под руководством воспитателя.
- Обрезки бумаги, которые возможно использовать в качестве мелких деталей, собирают в коробку и выставляют для использования на занятиях и в творческой деятельности вне занятий.
Лепка
- Пластилин можно использовать во всех возрастных группах. Для лепки в младшей группе его до занятия слегка разогревают, старшие дошкольники способны размять пластилин руками в момент объяснения задания. Сглаживать поверхность предмета, вылепленного из пластилина труднее.
- Во всех возрастных группах дети используют стеки — специальные палочки из пластмассы, деревянные или металлические. Можно использовать те, которые имеются в коробке с пластилином
- Для обработки и украшения поверхности вылепленного предмета используют разные по форме и материалу печатки