Консультация для педагогов

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают те дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому главной целью  подготовки к школе должно стать всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Основными задачами при подготовке детей к школе являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2. Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления).
  3. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  4. Развитие творческих способностей, фантазии, воображения.

ПУТИ ОВЛАДЕНИЯ ПРИЕМАМИ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В умственном развитии детей выделяют две стороны: приобретение знаний и выработку приемов умственной деятельности. Овладение приемами умственной деятельности осуществляется практически и теоретически. Практический путь представляет собой усвоение приемов в результате многократного повторения одних и тех же ситуациях. В этом случае остается в тени собственная умственная деятельность, внимание отражается лишь на содержание умственных действий. Теоретический путь овладения приемами умственной деятельности состоит в обучении этим приемам, когда обучающийся управляет своей интеллектуальной деятельностью.

         В любом задании внимание дошкольников направлено на конечную цель, на результат деятельности, меньше - на способы её выполнения. Это объясняется, с одной стороны, возрастными особенностями психики детей, с другой – несформированностью учебной деятельности. Для возникновения мыслительной деятельности ребенка и формирования понятий необходимо подвести их к осознанию способов выполнения какого-либо задания. Это возможно при условии последовательного формирования учебной деятельности детей. Переориентировка сознания ребенка с конечного результата деятельности на способы её выполнения приведет к осознанию им своих действий.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ - КАК СРЕДСТВО УМСТВЕННОГО И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Большое значение в умственном и всестороннем развитии детей имеют занимательные развивающие игры, задачи, развлечения. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Именно развивающие игры способствуют развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. Главное при этом творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению. Начинать играть с такими играми можно с самого раннего возраста. Задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.

Развивающие игры разнообразны по содержанию; они как все игры не терпят принуждения и создают атмосферу свободного творчества.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР

  1. Игры, направленные на развитие сенсорики

- Цветоощущение: «Самолеты», «Цветные фоны», и т.д.

         - Зрительное и тактильное восприятие геометрических форм и размера: «Чудесный мешочек», «Рамки Монтессори»

                   - Восприятие сложных форм: «Силуэты», «Угадай, что...», «Путаница»

  1. Игры, способствующие развитию мелкой моторики:

         «Рамки Монтессори», «Сложи узор», «Танграм»; игры, связанные с зарисовкой (или обведением по трафарету) отдельных фигур и узоров.

  1. Игры, направленные на развитие памяти, внимания и наблюдательности:

         Различные модификации игры «Что изменилось?» (на предметах, картинках, позах играющих детей), «Внимание» и т.п.

  1. Игры на развитие мышления:

- Способность к анализу, синтезу, развитие пространственного воображения и логического мышления:

         «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Палочки», «Уникуб», «Кубики для всех», «Кукольная комната», «План и карта», «Кирпичики», «Чего не хватает    - Начальные математические представления: "Точечки", "Дроби"

         - Игры на классификацию и обобщение: игры с мячом, «Что чем было», «Что лишнее»

  Развитие абстрактного мышления: серия игр, связанных с чтением и придумыванием разнообразных символов «Погода», «Человечки», «Вывески»

  1. Игры, направленные на развитие фантазии:

         «Мешок гнома», «Цветные подарки», «Дорисуй фигурку», «Кляксы», «Танграм», «Монгольская игра».

  1. Развитие речи, пересказ и сочинение сказок:

         «Антонимы», «Опиши предмет», «Составь рассказ»,  «Что было и что будет?», и т.д.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ПРИ РАБОТЕ С РАЗВИВАЮЩИМИ ИГРАМИ

Приёмы для вовлечения  вовлечь детей в игры:

  1. К детям приходят их знакомые герои сказок: Колобок, Зайка, Мишка, Кукла, Петрушка, Обезьянка и т.д.

Они просят показать им любимые игры детей, научить в них играть, помочь выбраться из какой-то ситуации.

  1. Нравятся детям и путешествия в «страну сказок»
  2. Игры-соревнования:

- кто быстрее разложит по цвету?

- кто быстрее сложит или зарисует узор?

- кто быстрее соберет квадрат из отдельных частей, сложит круг и т.д.

- кто больше обведет разных или одинаковых фигур; кто больше на одинаковых по формату листах расположит геометрических фигур и т.п.

  1. Игры с двумя подгруппами (по 3- человека). Каждая подгруппа получает свое задание, а потом они меняются местами.

Разделить детей на две команды можно, используя разные приемы: по цвету с помощью геометрических фигур, карточек с цифрами и точками и т.д.

  1. «А в какую игру ты сегодня хочешь поиграть?»

Индивидуальные задания.

Игры по выбору самого ребенка.

Развивая у детей логическое мышление, я использовала приемы наглядного словесного и практического методов.

Формы работы: подгрупповые (по 6-8 детей) и индивидуальные для большего контакта воспитателя с ребенком. Продолжительность занятия 15-20 минут.

Важно: работа над изучаемой темой не ограничивается одним лишь занятием, а включает в контекст всех других видов деятельности.