ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают те дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому главной целью подготовки к школе должно стать всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Основными задачами при подготовке детей к школе являются:
- Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
- Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления).
- Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
- Развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
ПУТИ ОВЛАДЕНИЯ ПРИЕМАМИ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В умственном развитии детей выделяют две стороны: приобретение знаний и выработку приемов умственной деятельности. Овладение приемами умственной деятельности осуществляется практически и теоретически. Практический путь представляет собой усвоение приемов в результате многократного повторения одних и тех же ситуациях. В этом случае остается в тени собственная умственная деятельность, внимание отражается лишь на содержание умственных действий. Теоретический путь овладения приемами умственной деятельности состоит в обучении этим приемам, когда обучающийся управляет своей интеллектуальной деятельностью.
В любом задании внимание дошкольников направлено на конечную цель, на результат деятельности, меньше - на способы её выполнения. Это объясняется, с одной стороны, возрастными особенностями психики детей, с другой – несформированностью учебной деятельности. Для возникновения мыслительной деятельности ребенка и формирования понятий необходимо подвести их к осознанию способов выполнения какого-либо задания. Это возможно при условии последовательного формирования учебной деятельности детей. Переориентировка сознания ребенка с конечного результата деятельности на способы её выполнения приведет к осознанию им своих действий.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ - КАК СРЕДСТВО УМСТВЕННОГО И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Большое значение в умственном и всестороннем развитии детей имеют занимательные развивающие игры, задачи, развлечения. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Именно развивающие игры способствуют развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. Главное при этом творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению. Начинать играть с такими играми можно с самого раннего возраста. Задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.
Развивающие игры разнообразны по содержанию; они как все игры не терпят принуждения и создают атмосферу свободного творчества.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР
- Игры, направленные на развитие сенсорики
- Цветоощущение: «Самолеты», «Цветные фоны», и т.д.
- Зрительное и тактильное восприятие геометрических форм и размера: «Чудесный мешочек», «Рамки Монтессори»
- Восприятие сложных форм: «Силуэты», «Угадай, что...», «Путаница»
- Игры, способствующие развитию мелкой моторики:
«Рамки Монтессори», «Сложи узор», «Танграм»; игры, связанные с зарисовкой (или обведением по трафарету) отдельных фигур и узоров.
- Игры, направленные на развитие памяти, внимания и наблюдательности:
Различные модификации игры «Что изменилось?» (на предметах, картинках, позах играющих детей), «Внимание» и т.п.
- Игры на развитие мышления:
- Способность к анализу, синтезу, развитие пространственного воображения и логического мышления:
«Сложи узор», «Сложи квадрат», «Палочки», «Уникуб», «Кубики для всех», «Кукольная комната», «План и карта», «Кирпичики», «Чего не хватает - Начальные математические представления: "Точечки", "Дроби"
- Игры на классификацию и обобщение: игры с мячом, «Что чем было», «Что лишнее»
Развитие абстрактного мышления: серия игр, связанных с чтением и придумыванием разнообразных символов «Погода», «Человечки», «Вывески»
- Игры, направленные на развитие фантазии:
«Мешок гнома», «Цветные подарки», «Дорисуй фигурку», «Кляксы», «Танграм», «Монгольская игра».
- Развитие речи, пересказ и сочинение сказок:
«Антонимы», «Опиши предмет», «Составь рассказ», «Что было и что будет?», и т.д.
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ПРИ РАБОТЕ С РАЗВИВАЮЩИМИ ИГРАМИ
Приёмы для вовлечения вовлечь детей в игры:
- К детям приходят их знакомые герои сказок: Колобок, Зайка, Мишка, Кукла, Петрушка, Обезьянка и т.д.
Они просят показать им любимые игры детей, научить в них играть, помочь выбраться из какой-то ситуации.
- Нравятся детям и путешествия в «страну сказок»
- Игры-соревнования:
- кто быстрее разложит по цвету?
- кто быстрее сложит или зарисует узор?
- кто быстрее соберет квадрат из отдельных частей, сложит круг и т.д.
- кто больше обведет разных или одинаковых фигур; кто больше на одинаковых по формату листах расположит геометрических фигур и т.п.
- Игры с двумя подгруппами (по 3- человека). Каждая подгруппа получает свое задание, а потом они меняются местами.
Разделить детей на две команды можно, используя разные приемы: по цвету с помощью геометрических фигур, карточек с цифрами и точками и т.д.
- «А в какую игру ты сегодня хочешь поиграть?»
Индивидуальные задания.
Игры по выбору самого ребенка.
Развивая у детей логическое мышление, я использовала приемы наглядного словесного и практического методов.
Формы работы: подгрупповые (по 6-8 детей) и индивидуальные для большего контакта воспитателя с ребенком. Продолжительность занятия 15-20 минут.
Важно: работа над изучаемой темой не ограничивается одним лишь занятием, а включает в контекст всех других видов деятельности.