В школе нельзя научиться всему – нужно научиться учиться
Всеволод Мейерхольд
Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.
Компоненты готовности
Физиологическая готовность ребенка к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности к школьному обучению проводят медики по определенным критериям. Часто болеющие, физиологические ослабленные дети, даже при наличии высокого уровня умственных способностей, нередко испытывают трудности в обучении. Физиологическая готовность подразумевает также и развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движений).
К началу школьного обучения необходимо сформировать у ребенка умения:
- правильно держать ручку, карандаш, кисточку;
- рисовать узоры по клеточкам и в линию;
- заштриховывать фигуры, не выходя за контуры;
- рисовать фигуры и картинки по заданному контуру.
Педагогическая готовность – это тот багаж знаний, умений и навыков, которыми обладает ребенок. Включает в себя: определенный запас представлений об окружающем, элементарные математические представления, начальные навыки чтения и письма.
К 6 годам дошкольники имеют определенный запас знаний и представлений об окружающем мире:
знают
- свое имя и фамилию, имена и отчество родителей;
- домашний адрес;
- возраст;
- устанавливают родственные связи (знают имена братьев, сестер, бабушек, дедушек);
- называют, кем работают родители;
- различают времена года, перечисляют их признаки, части суток;
- знают названия и последовательность дней недели;
- имеют элементарные представления о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений.
Как правило, к моменту поступления в школу ребенок владеет следующими элементарными математическими представлениями:
- умеет считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- сравнивать числа первого десятка между собой;
- уменьшать и увеличивать числа в пределах 10;
- определять пропущенное число;
- соотносить цифру с количеством предметов;
- сравнивать предметы по высоте, ширине, длине;
- различать формы предметов;
- решать простые примеры и задачи на сложение и вычитание;
- знать состав чисел первого десятка.
Речевая готовность
Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Чем лучше у ребенка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
Речевая готовность включает в себя:
- умение правильно произносить все звуки родного языка;
- различать и называть слова с определенным звуком;
- определять место звука в слове (начало, середина, конец);
- определять количество букв и звуков в словах;
- делить слова на слоги;
- складывать из букв слова, из слов предложения;
- уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
- подбирать синонимы и антонимы;
- пересказывать знакомые сказки и рассказы;
- составлять рассказы по картинке (серии картинок).
Психологичесская готовность к школе
Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа должна привлекать дошкольников не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможностью получить новые знания.
В этом вопросе большую роль играет семья. Если родители ребёнка придают большое значение образованию, положительно отзываются об образованных людях, прививают любовь к чтению, говорят малышу о том, как они хотят видеть его в будущем успешным и умным, а это возможно, только если хорошо учиться; о том, какую гордость они будут испытывать в этом случае, то это будет способствовать формированию у ребёнка мотивационной готовности к школе.
Эмоционально-волевая готовность
умение управлять своими эмоциями, настроениями и контроль над своими желаниями.
Важна усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Личностная (социальная) готовность включает в себя умение ребёнка общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми.
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации;
- ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых, адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
Интеллектуальная готовность
развитые в соответствии с возрастом познавательные процессы: память, внимание, восприятие, воображение, мышление, речь; умение ориентироваться в пространстве; любознательность ребенка.
Что должен знать и уметь будущий первоклассник
Внимание
- выполнять задание не отвлекаясь 15 минут
- находить 5-6 различий между предметами
- удерживать в поле зрения 8-10 предметов
- выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу
- копировать в точности узор или движение
Память
- запоминать 6-8 картинок и 6-8 слов
- рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины
- повторять в точности текст, состоящий из -4 предложений
Мышление
- определять последовательность событий
- собирать разрезную картинку из 9-10 частей
- находить и объяснять несоответствия в рисунках
- находить лишний предмет, объяснять свой выбор
Развитие речи
- правильно произносить все звуки
- определять место звука в слове
- использовать в речи сложные предложения
- составлять рассказы по сюжетным картинкам, из личного опыта состоящих из 6-7 предложений
- составлять предложение из 5-6 слов
- членить простые предложения на слова, делить слова на слоги
Развитие мелкой моторики
- свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования
- штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за пределы контуров
- ориентироваться в тетради в клетку и в линейку
- передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей