Изменения в вопросах обучения, стажировки и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда

28 июня 2020 г. вступили в силу изменения в порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда. Об основных изменениях расскажем в данной статье.

Основные изменения, внесенные в Инструкцию № 175

  1. В п. 5 Инструкции № 175 добавлено требование о необходимости прохождения стажировки по вопросам охраны труда работниками, исполняющими обязанности временно отсутствующих работников.

Круг лиц, к которым применяется данное требование, ограничен и стал применяться только к работникам, а именно к физическим лицам, которые работают по трудовым договорам.

  1. В п. 6 Инструкции № 175 дополнительно введено требование к специалистам о прохождении ими стажировки при выполнении работ по профессиям рабочих, а также при выполнении отдельных видов работ с повышенной опасностью.

Также появилось новое требование о том, что не только специалисты, но и руководители проходят обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда по профессиям рабочих или отдельным видам работ с повышенной опасностью в случае их выполнения.

  1. В п. 7 Инструкции № 175 появилось новое требование: работники-надомники при эксплуатации оборудования, инструментов, механизмов и приспособлений, предоставленных им в бесплатное пользование, проходят инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с Инструкцией № 175.
  2. В п. 8 Инструкции № 175 установлено требование о проведении обучения «основам законодательства об охране труда» перед началом трудовой деятельности обучающимися. В то же время исключено требование о том, где и кто проводит обучение основам законодательства об охране труда (ранее действовавшая редакция Инструкции № 175 предусматривала, что обучение проводится в учреждениях образования).
  3. В п. 9 Инструкции № 175 требования распространяются только на период прохождения практики, производственного обучения обучающихся, а также:
  • исключена необходимость проведения обучающимся стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • неопределенный термин о проведении какого-то «обучения» заменен на более понятный термин «обучение безопасным методам и приемам работы в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы прохождения практики, производственного обучения учащихся в учреждениях образования».

 Справочно:

аналогичное требование по организации проведения обучения по вопросам охраны труда установлено подп. 11.9 п. 11 Типового положения о службе охраны труда организации, утвержденного постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.09.2013 № 98, с изменениями от 30.04.2020 № 42.

 

  1. В п. 11 Инструкции № 175 установлено, что организация обучения по вопросам охраны труда возлагается на службу охраны труда. В п. 5 ранее действовавшей редакции Инструкции № 175 было установлено, что «обучение по вопросам охраны труда при подготовке, переподготовке, повышении квалификации работников, на обучающих курсах организуют кадровые службы или инженер по подготовке кадров».
  2. В п. 16 Инструкции № 175 добавлено требование о проведении вводного инструктажа с обучающимися, проходящими в организации производственную практику.

В требованиях новой Инструкции № 175 стало применяться логичное разделение терминов «работник» и «работающий» для соответствующих различных случаев проведения вводного инструктажа.

  1. В п. 18 Инструкции № 175 появилось новое требование: «Допускается совмещать проведение вводного инструктажа с проведением противопожарного инструктажа при условии, что рассмотрение вопросов программы вводного противопожарного инструктажа согласно приложению 1 к Инструкции о порядке подготовки работников по вопросам пожарной безопасности и проверки их знаний в данной сфере, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 мая 2018 г. № 36, предусмотрено программой вводного инструктажа по охране труда в полном объеме».
  2. В п. 20 Инструкции № 175 расширены:
  • круг лиц, на которых можно возлагать обязанности по проведению вводного инструктажа при территориальной удаленности структурного подразделения, а именно на любое уполномоченное должностное лицо нанимателя. Ранее обязанности по проведению вводного инструктажа можно было возлагать только на руководителя данного структурного подразделения;
  • возможность проведения вводного инструктажа на удаленных объектах любым уполномоченным должностным лицом нанимателя.
  1. В п. 22 Инструкции № 175 добавлены случаи проведения первичного инструктажа по охране труда до начала самостоятельной работы:
  • с работниками при поручении выполнения новой для них работы;
  • с работниками при временном переводе их к другому нанимателю;
  • с работниками-надомниками при эксплуатации оборудования, инструментов, механизмов и приспособлений, предоставленных им в бесплатное пользование.

Исключено требование о проведении первичного инструктажа по охране труда с работниками, переведенными с одного объекта на другой.

Вместо этого требования установлено новое – о необходимости проведения с работником первичного инструктажа на рабочем месте при поручении выполнения новой для него работы.

В данном новом требовании заключается правовая неопределенность. Например, на вопрос о том, считается ли перевод работника с одного объекта на другой выполнением новой для него работы или не считается, однозначного ответа нет.

Для соответствующих различных случаев проведения первичного инструктажа на рабочем месте в требованиях Инструкции № 175 стало применяться логичное разделение терминов «работник» и «работающий».

  1. В п. 31 Инструкции № 175 расширено изложение объема проверки усвоенных знаний по вопросам охраны труда, которой завершаются инструктажи по охране труда: «…содержащимся в инструкциях по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг) или программе первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте <…> а также проверкой приобретенных навыков безопасных методов и приемов работы» (в п. 60 ранее действовавшей редакции Инструкции № 175 было только: «…проверкой приобретенных навыков безопасных методов и приемов работы»).
  2. В п. 35 Инструкции № 175 установлено новое требование о том, что при наличии у должностных лиц, проводивших инструктаж по охране труда, и лиц, прошедших инструктаж по охране труда (в том числе принимаемых на работу), электронной цифровой подписи допускается регистрация вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого инструктажа и стажировки в электронном виде путем оформления в виде электронных документов журналов регистрации вводного инструктажа по охране труда, регистрации инструктажа по охране труда или личной карточки по охране труда (в случае ее применения) с соблюдением норм Закона об электронном документе.
  3. Пунктом 36 Инструкции № 175 установлено следующее: «Работающие по профессии рабочих (далее – рабочие), принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью, опасные производственные объекты и (или) потенциально опасные объекты либо имеющие перерыв в выполнении указанных работ более одного года, к самостоятельной работе допускаются после прохождения стажировки по вопросам охраны труда (далее – стажировка) и последующей первичнойпроверки знаний по вопросам охраны труда».

Появилось свое название для проверки знаний при приеме на работу, а именно новый термин «первичная проверка знаний по вопросам охраны труда».

Тем не менее в новой редакции Инструкции № 175 так и не устранена правовая неопределенность в применении критерия о необходимости прохождения стажировки и последующей проверки знаний по вопросам охраны труда.

Например, на вопрос о том, необходимо ли проводить стажировку и последующую проверку знаний по вопросам охраны труда или нет работнику, принятому на работу, при наличии у него перерыва в выполнении работы с повышенной опасностью менее одного года, не каждый руководитель или специалист даст правильный ответ.

  1. В п. 37 Инструкции № 175 конкретизирован термин для лица, под руководством которого проводится стажировка, – «руководитель стажировки».

Применяется более универсальный подход при выборе лиц, из числа которых назначается руководитель стажировки. Также указано, что ознакомление с приказом (распоряжением) о прохождении стажировки необходимо проводить под роспись.

  1. В п. 39 Инструкции № 175 несколько изменений:
  • перечень профессий рабочих, которые должны проходить стажировку, объединен с перечнем должностей служащих;
  • снова появилось ранее отмененное правило о том, что продолжительность стажировки можно указывать не только в рабочих днях, но и в сменах;
  • установлена возможность прохождения стажировки в другой организации для рабочих и специалистов, работающих не только в микроорганизациях.
  1. Новая редакция п. 41 Инструкции № 175 разрешает не проводить стажировку по решению руководителя организации в случае, если рабочий проходил производственное обучение в организации на оборудовании, на котором он будет впоследствии работать, непосредственно перед допуском к самостоятельной работе.
  2. В п. 43 Инструкции № 175 появилось новое требование: «Руководители и специалисты, являющиеся членами соответствующей комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда не позднее одного месяца со дня включения в состав комиссии, а также периодически, не реже одного раза в три года в соответствующей комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда».
  3. Требования п. 47 Инструкции № 175 ранее были установлены в п. 9 прежней редакции Инструкции № 175.

В ранее действовавшей редакции было установлено требование об уведомлении работников о дате и месте проведения проверки знаний по вопросам охраны труда не позднее чем за 15 дней, но не было конкретизировано:

  • каких дней: рабочих или календарных;
  • какой проверки знаний: первичной при приеме на работу, периодической, повторной или внеочередной.

В новой редакции Инструкции № 175 конкретизированы требования:

  • о количестве дней: «…за 15 календарных дней»;
  • о виде проверки знаний: «первичной и периодической».
  1. В п. 50 Инструкции № 175 установлено, что допуск работающих к самостоятельной работе осуществляется только приказом, и именно после прохождения первичной проверки знаний по вопросам охраны труда.

А это означает, что приказом необходимо допускать к самостоятельной работе только тех работающих, которые включены в соответствующие перечни для прохождения проверки знаний, установленные в требованиях пп. 42 и 52 Инструкции № 175. В ранее действовавшей редакции Инструкции № 175 (п. 30) требование об оформлении допуска к самостоятельной работе относилось даже к тем рабочим, которые не выполняли работы с повышенной опасностью.

В действующей редакции Инструкции № 175 аннулировано требование о возможности допуска к самостоятельной работе записью в журнале регистрации инструктажа по охране труда. Из-за этого во многих организациях возникнет необходимость создания новой процедуры:

  • определяющей лицо, ответственное за оформление проекта приказа (распоряжения) о допуске работающего к работе после прохождения им первичной проверки знаний по вопросам охраны труда (возникает вопрос: кого назначить?);
  • устанавливающей порядок оповещения данного лица об успешном прохождении работающим первичной проверки знаний по вопросам охраны труда и необходимости оформления проекта приказа (распоряжения) о допуске работающего к работе.
  1. В п. 11 прежней редакции Инструкции № 175 было установлено, что работающие, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда, подлежат повторной проверке знаний по вопросам охраны труда в месячный срок, но до истечения действия результатов предыдущей проверки знаний.

Из требований п. 54 новой Инструкции № 175 исключен ключевой критерий «до истечения действия результатов предыдущей проверки знаний» – и соответственно возникает правовая неопределенность при решении вопроса о сроке проведения повторной проверки знаний работнику, не прошедшему периодическую проверку знаний.

Совет от автора: проводить повторную проверку знаний до истечения действия результатов предыдущей проверки знаний.

  1. В п. 56 новой Инструкции № 175:
  • конкретизировано требование о том, что внеочередная проверка знаний по вопросам охраны труда рабочих проводится независимо от срока проведения первичной или периодической проверки знаний;
  • включено право работников службы охраны труда требовать проведения внеочередной проверки знаний по вопросам охраны труда.

В новой Инструкции № 175 из восьми приложений осталось семь: аннулирован Типовой перечень вопросов для обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов.

Рассмотрим изменения в приложениях.

  1. Типовой перечень вопросов программы вводного инструктажа по охране труда установлен в приложении 1 к новой Инструкции № 175.

В новом типовом перечне аннулированы вопросы:

  • «Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • «Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Способы защиты и действия в чрезвычайных ситуациях. Пожарная безопасность. Обеспечение пожарной безопасности и противопожарного режима в организации».

В то же время в п. 18 новой Инструкции № 175 установлена возможность совмещения вводного инструктажа по охране труда с проведением вводного противопожарного инструктажа при условии, что вопросы программы вводного противопожарного инструктажа включены в программу вводного инструктажа по охране труда в полном объеме. В целях уменьшения объема документации логично включить вышеуказанный вопрос в программу вводного инструктажа по охране труда.

В типовой перечень добавлен новый вопрос «Опасность поражения электрическим током. Требования электробезопасности». Ранее данный вопрос включался в программу (инструкцию) вводного инструктажа в соответствии с требованиями пп. 4.2.8 и 4.2.9 ТКП 181-2009, которыми установлено, что неэлектротехнический персонал, выполняющий работу, при выполнении которой может возникнуть опасность поражения электрическим током, должен при приеме на работу пройти вводный инструктаж по охране труда с изучением вопроса «Представление об опасности поражения электрическим током и правила оказания первой помощи потерпевшим».

Вывод: объем вопросов программы вводного инструктажа остался таким же, как и ранее, за исключением двух вопросов по страхованию и расследованию несчастных случаев и профзаболеваний.

  1. Форма журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда установлена в приложении 2 к новой Инструкции № 175.

В новой форме журнала:

  • в гр. 3 указываются фамилия, инициалы уполномоченного должностного лица, проводившего вводный инструктаж по охране труда (раскрывать полностью «Фамилия, имя, отчество» не требуется).
  • в гр. 4 при необходимости указывается «отдельный вид работ (услуг)»;
  1. Форма журнала регистрации инструктажа по охране труда установлена в приложении 3 к новой Инструкции № 175.

В новой форме журнала:

  • в гр. 4 при необходимости указывается «отдельный вид работ (услуг)»;
  • в гр. 7 указывается «Название инструкций по охране труда, по которым проведен инструктаж по охране труда или их номера (название программы первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте)». Ранее содержание графы излагалось обобщенно: «Названия документов или их номера»;
  • в гр. 11 продолжительность стажировки можно указывать не только в рабочих днях, но и в сменах.

Аннулирована гр. 13 «Знания проверил, допуск к работе произвел (подпись руководителя организации (структурного подразделения), дата)», так как в соответствии с п. 50 новой Инструкции № 175 допуск работающих к самостоятельной работе оформляется приказом (распоряжением).

 Справочно:

срок хранения журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда – 3 года после окончания ведения (п. 571 Перечня типовых документов № 140).

Справочно:

срок хранения журнала регистрации инструктажа по охране труда – 3 года после окончания ведения (п. 570 Перечня типовых документов № 140).

  1. Форма личной карточки по охране труда установлена в приложении 4 к новой Инструкции № 175.
  2. В Типовой перечень должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда (приложение 5 к новой Инструкции № 175), добавлен пункт о прохождении проверки знаний по вопросам охраны труда работниками-надомниками при эксплуатации оборудования, инструментов, механизмов и приспособлений, предоставленных им в бесплатное пользование.
  3. Форма удостоверения по охране труда установлена в приложении 6 к новой Инструкции № 175.
  4. Типовой перечень работ с повышенной опасностью установлен в приложении 7 к новой Инструкции № 175.

Количество работ с повышенной опасностью в перечне не изменилось, но имеются незначительные изменения в названиях видов работ, указанных в пп. 4, 6, 14, 16, 19, 36, 44, 45, 47, 62, 69, 73.

Отметим, что организациям, которые на основании типового перечня работ с повышенной опасностью утверждали свой перечень, следует привести его в соответствие с действующим законодательством, т.е. с новой Инструкцией № 175.

 Документы:

Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (Инструкция № 175).

Закон Республики Беларусь от 28.12.2009  № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (Закон об электронном документе).

Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).

Технический кодекс установившейся практики «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденный постановлением Минэнерго Республики Беларусь от 02.05.2009 № 16 (ТКП 181-2009).

Перечень типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденный постановлением Минюста Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140, с изменениями от 06.03.2018 № 56 (Перечень типовых документов № 140).

 

Меню раздела