Закон РБ 18 декабря 2019 г. № 274-3 Об изменении Закона Республики Беларусь "Об охране труда"

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

18 декабря 2019 г. № 274-З

Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда»

Принят Палатой представителей 19 ноября 2019 г.  Одобрен Советом Республики 3 декабря 2019 г.

Статья 1. Внести в Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» следующие изменения:

  1. В части первой статьи 1:

абзац седьмой изложить в следующей редакции:

«наряд-допуск на выполнение работ с повышенной опасностью (далее – наряд-допуск) – задание на подготовку и выполнение работ с повышенной опасностью установленной формы, оформленное на бумажном носителе и определяющее наименование работ, место, сроки и время их выполнения, мероприятия по подготовке к выполнению работ, безопасному выполнению работ, состав исполнителей работ, лицо (лиц), ответственное (ответственных) за подготовку работ, лицо (лиц), ответственное (ответственных) за безопасное выполнение работ, иные требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ;»;

абзац одиннадцатый исключить;

абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:

«правила по охране труда – технический нормативный правовой акт, содержащий требования по охране труда, направленные на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работающих, обязательные для исполнения всеми работодателями при выполнении ими любых видов работ, осуществлении деятельности, в том числе при строительстве (проектировании, реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда;»;

в абзаце пятнадцатом слово «законодательством» заменить словами «законодательными актами»;

после абзаца шестнадцатого дополнить часть абзацами следующего содержания:

«работы с повышенной опасностью – работы, при выполнении которых на работающего могут воздействовать вредные и (или) опасные производственные факторы, для управления которыми требуется осуществить специальные организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих при выполнении этих работ;

система управления охраной труда – совокупность мероприятий по охране труда, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранению жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности;»;

в абзаце восемнадцатом слова «помещением (зданием)» заменить словами «капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением»;

абзац двадцатый после слов «труда –» и «профессий» дополнить соответственно словами «технический» и «рабочих».

  1. Статью 2 изложить в следующей редакции:

«Статья 2. Правовое регулирование отношений в области охраны труда

Отношения в области охраны труда регулируются законодательством об охране труда, а также международными договорами Республики Беларусь и международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, включая технические регламенты Таможенного союза и Евразийского экономического союза, содержащие требования по охране труда.

Законодательство об охране труда основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, Трудового кодекса Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны труда, в том числе технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.».

  1. В статье 4:

часть первую изложить в следующей редакции:

«Требования по охране труда – нормативные правовые предписания, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности, содержащиеся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, технических регламентах Таможенного союза и Евразийского экономического союза, локальных правовых актах.»;

часть третью после слов «технических нормативных правовых актах,» дополнить словами «технических регламентах Таможенного союза и Евразийского экономического союза,».

  1. В статье 5:

абзац четвертый изложить в следующей редакции:

«комплексное решение задач по улучшению условий и охраны труда путем реализации комплекса мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники;»;

после абзаца четвертого дополнить статью абзацем следующего содержания:

«внедрение систем управления охраной труда;»;

абзац девятый изложить в следующей редакции:

«взаимодействие республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, контролирующих (надзорных) органов, профессиональных союзов (далее – профсоюзы), работодателей по вопросам охраны труда;».

  1. В статье 8 слова «этой области, организует разработку республиканских целевых программ по улучшению условий и» заменить словом «области».
  2. Статью 9 изложить в следующей редакции:

«Статья 9. Полномочия республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в области охраны труда

Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, осуществляют управление деятельностью подчиненных (входящих в состав (систему)) организаций (далее – подчиненные организации) по вопросам охраны труда посредством реализации полномочий собственника с анализом эффективности работы подчиненных организаций в области охраны труда и выработкой предложений по ее повышению, включая:

разработку и принятие в пределах своей компетенции типовых инструкций по охране труда, других технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, по согласованию с Министерством труда и социальной защиты, другими республиканскими органами государственного управления, осуществляющими регулирование и управление в соответствующих сферах деятельности;

анализ в подчиненных организациях результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, разработку и реализацию мер по их профилактике;

разработку и обеспечение функционирования систем управления охраной труда, предусматривающих в том числе взаимодействие в области охраны труда с подчиненными организациями;

организацию обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов подчиненных организаций;

организацию проведения научно-исследовательских работ по вопросам условий и охраны труда в пределах своей компетенции;

информационное обеспечение подчиненных организаций по вопросам охраны труда;

пропаганду и распространение передового опыта в области охраны труда в подчиненных организациях, в том числе проведение смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда;

международное сотрудничество по вопросам охраны труда в пределах своей компетенции;

иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные законодательством.

Министерство труда и социальной защиты помимо указанных в части первой настоящей статьи полномочий:

организует взаимодействие по вопросам охраны труда республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, профсоюзов;

разрабатывает с участием заинтересованных республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов предложения об основных направлениях и приоритетах государственной политики в области охраны труда, нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, по условиям и охране труда;

осуществляет подготовку комплекса мер, направленных на улучшение условий и охраны труда;

утверждает самостоятельно или совместно с республиканскими органами государственного управления правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда, другие нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, по условиям и охране труда;

устанавливает:

порядок обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, форму журнала регистрации инструктажа по охране труда, форму личной карточки по охране труда, форму журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда, форму удостоверения по охране труда, форму протокола проверки знаний по вопросам охраны труда, типовой перечень работ с повышенной опасностью, типовой перечень должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, типовой перечень вопросов программы вводного инструктажа по охране труда;

порядок разработки и принятия работодателями локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг), осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях;

порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, примерную форму акта опытной эксплуатации средств индивидуальной защиты, форму личной карточки учета средств индивидуальной защиты;

разрабатывает и утверждает самостоятельно или совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты, перечень средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, нормативные правовые акты по вопросам планирования и разработки мероприятий по охране труда;

организует проведение государственных экспертиз условий труда на рабочих местах и оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

изучает состояние условий и охраны труда, осуществляет анализ нарушений законодательства об охране труда, причин производственного травматизма и вносит в установленном законодательством порядке в республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы предложения по их предупреждению;

организует создание и актуализацию банка данных результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;

осуществляет аккредитацию юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда;

ведет в соответствии с законодательством государственную статистику по вопросам условий и охраны труда и осуществляет контроль за соблюдением порядка представления данных нецентрализованной государственной статистической отчетности;

осуществляет международные связи и сотрудничество в области охраны труда, подготавливает проекты международных договоров по вопросам охраны труда;

осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности республиканской комиссии для проверки знаний руководителей и членов комиссий республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов по вопросам охраны труда (далее – республиканская комиссия).».

  1. В статье 10:

абзац третий изложить в следующей редакции:

«управление деятельностью подчиненных организаций по вопросам охраны труда посредством реализации полномочий собственника с анализом эффективности работы подчиненных организаций в области охраны труда и выработкой предложений по ее повышению;»;

из абзаца четвертого слова «законодательства об охране труда,» и «, и ведомственный контроль» исключить;

после абзаца четвертого дополнить статью абзацем следующего содержания:

«разработку и обеспечение функционирования территориальных систем управления охраной труда, предусматривающих в том числе взаимодействие в области охраны труда между структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов и организациями, расположенными на подведомственной им территории;»;

в абзаце пятом слова «организацию обучения и» заменить словами «содействие в обучении и организацию»;

в абзаце шестом:

слова «и профессиональной заболеваемости» исключить;

слово «их» заменить словом «его»;

после абзаца восьмого дополнить статью абзацем следующего содержания:

«оказание практической и методической помощи организациям, расположенным на подведомственной им территории, в обеспечении соблюдения законодательства об охране труда, профилактике производственного травматизма, оперативном выявлении и устранении нарушений требований безопасности;».

  1. Дополнить Закон статьей 10следующего содержания:

«Статья 101. Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда проводится в целях установления правильности отнесения условий труда к категории «вредные и (или) опасные условия труда» по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

Государственная экспертиза условий труда проводится должностными лицами управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты, управлений (отделов) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов (далее – органы государственной экспертизы условий труда), которые подготавливают заключения по результатам проведенных экспертиз.

Органы государственной экспертизы условий труда:

проводят государственные экспертизы условий труда на рабочих местах и оценку качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

выносят предписание о внесении изменений в результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или их отмене при выявлении нарушений в организации и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;

совместно с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, подготавливают заключения для принятия работодателями решений о применении труда женщин на работах, включенных в список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин, в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь, если по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда не подтверждены вредные и (или) опасные условия труда;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.

Заключения и предписания должностных лиц органов государственной экспертизы условий труда могут быть обжалованы в порядке подчиненности. Заключение Главного государственного эксперта Республики Беларусь по условиям труда может быть обжаловано в суд.

Положение об органах государственной экспертизы условий труда и порядок ее проведения утверждаются Правительством Республики Беларусь.».

  1. Статью 11 изложить в следующей редакции:

«Статья 11. Право работающего на охрану труда

Работающий имеет право на:

получение от работодателя достоверной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, а также о средствах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

обучение безопасным методам и приемам работы, проведение инструктажа по вопросам охраны труда;

личное участие или участие через своего представителя, уполномоченного в соответствии с законодательством, в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, проведении контролирующими (надзорными) органами в установленном порядке проверок соблюдения законодательства об охране труда на его рабочем месте, расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве и (или) его профессионального заболевания.

Работник помимо прав, указанных в части первой настоящей статьи, имеет право на:

рабочее место, соответствующее требованиям по охране труда;

обеспечение необходимыми средствами индивидуальной защиты, средствами коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, оснащенными необходимыми устройствами и средствами;

отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда. При отказе от выполнения порученной работы по указанным основаниям работник обязан незамедлительно письменно сообщить работодателю, предоставляющему работу гражданам по трудовым договорам (далее – наниматель), либо уполномоченному должностному лицу нанимателя о мотивах такого отказа, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, за исключением выполнения вышеуказанной работы.

Работающий по гражданско-правовому договору в местах, предоставленных работодателем, вправе отказаться от исполнения гражданско-правового договора полностью или частично в случае, если работодателем не созданы или ненадлежащим образом созданы безопасные условия для выполнения работы (оказания услуги), предусмотренной гражданско-правовым договором, а также в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности. При отказе от выполнения работы (оказания услуги) по указанным основаниям работающий по гражданско-правовому договору обязан незамедлительно письменно сообщить работодателю о мотивах такого отказа.».

  1. В части первой статьи 14 слова «контроль (надзор)» заменить словом «надзор».
  2. Из частей третьей и четвертой статьи 15, частей четвертой и пятой статьи 16 слова «Республики Беларусь» исключить.
  3. Дополнить Закон статьями 161и 162 следующего содержания:

«Статья 161. Охрана труда работников-надомников

Обязанности и права нанимателей и работников-надомников в области охраны труда определяются настоящей статьей и трудовым договором, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Работы, поручаемые работникам-надомникам, не могут быть противопоказаны им по состоянию здоровья и должны выполняться в условиях, соответствующих требованиям по охране труда.

Наниматель обязан:

обеспечивать безопасность при эксплуатации оборудования, инструментов, механизмов и приспособлений, предоставленных в бесплатное пользование работникам-надомникам;

осуществлять стажировку, инструктаж и проверку знаний работников-надомников по вопросам охраны труда при эксплуатации оборудования, инструментов, механизмов и приспособлений, предоставленных им в бесплатное пользование;

информировать работников-надомников о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты;

осуществлять обязательное страхование работников-надомников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством;

исполнять другие обязанности, предусмотренные трудовым договором.

Наниматель имеет право:

требовать от работников-надомников соблюдения требований по охране труда;

обращаться в соответствии с законодательными актами в организации здравоохранения, иные организации, осуществляющие в порядке, установленном законодательством, медицинскую деятельность, за сведениями о тяжести полученных работниками-надомниками производственных травм, наличии у работников-надомников заболеваний, которые могли привести к получению таких травм, а также о нахождении их в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

обращаться в государственные органы, в том числе в суд, для защиты своих прав в порядке, установленном законодательством.

Работник-надомник обязан:

соблюдать требования по охране труда;

использовать и правильно применять средства индивидуальной защиты;

проходить медицинские осмотры, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда в порядке, установленном законодательством;

заботиться о личной безопасности и личном здоровье;

исполнять другие обязанности, предусмотренные трудовым договором.

Работник-надомник имеет право на:

личное участие или участие через своего представителя, уполномоченного в соответствии с законодательством, в расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве и (или) его профессионального заболевания;

обеспечение необходимыми средствами индивидуальной защиты;

отказ от выполнения порученной работы в связи с необеспечением нанимателем безопасности при эксплуатации оборудования, инструментов, механизмов и приспособлений, предоставленных ему в бесплатное пользование, при непредоставлении ему средств индивидуальной защиты, если это предусмотрено трудовым договором, а также в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности. При отказе от выполнения порученной работы по указанным основаниям работник-надомник обязан незамедлительно письменно сообщить нанимателю либо уполномоченному должностному лицу нанимателя о мотивах такого отказа.

Статья 162. Охрана труда домашних работников

Обязанности и права граждан, предоставляющих работу домашним работникам, и домашних работников в области охраны труда определяются настоящей статьей и трудовым договором, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Граждане, предоставляющие работу домашним работникам, обязаны:

информировать домашних работников о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты;

осуществлять обязательное страхование домашних работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством;

исполнять другие обязанности, предусмотренные трудовым договором.

Граждане, предоставляющие работу домашним работникам, имеют право:

требовать от домашних работников соблюдения требований безопасности при выполнении работ;

обращаться в соответствии с законодательными актами в организации здравоохранения, иные организации, осуществляющие в порядке, установленном законодательством, медицинскую деятельность, за сведениями о тяжести полученных домашними работниками производственных травм, наличии у домашних работников заболеваний, которые могли привести к получению таких травм, а также о нахождении их в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

обращаться в государственные органы, в том числе в суд, для защиты своих прав в порядке, установленном законодательством.

Домашний работник обязан:

соблюдать требования безопасности при выполнении работ;

использовать и правильно применять средства индивидуальной защиты;

заботиться о личной безопасности и личном здоровье;

исполнять другие обязанности, предусмотренные трудовым договором.

Домашний работник имеет право на:

личное участие или участие через своего представителя, уполномоченного в соответствии с законодательством, в расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве и (или) его профессионального заболевания;

обеспечение необходимыми средствами индивидуальной защиты;

отказ от выполнения порученной работы в связи с необеспечением гражданином, предоставляющим работу домашнему работнику, безопасности при эксплуатации оборудования, инструментов, механизмов и приспособлений, а также в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности. При отказе от выполнения порученной работы по указанным основаниям домашний работник обязан незамедлительно письменно сообщить гражданину, предоставляющему работу домашнему работнику, о мотивах такого отказа.».

  1. В статье 17:

в части первой:

абзац второй изложить в следующей редакции:

«обеспечивать безопасность при эксплуатации территории, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ. Если территория, капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение, оборудование используются несколькими работодателями, то обязанности по обеспечению требований по охране труда исполняются ими совместно на основании письменного соглашения, если иное не установлено настоящим Законом;»;

после абзаца девятого дополнить часть абзацем следующего содержания:

«предоставлять по запросу контролирующих (надзорных) органов информацию и (или) документы, ведение которых предусмотрено законодательством об охране труда, или сообщать об их отсутствии;»;

в части второй:

из абзаца седьмого слово «нормативных» исключить;

абзац восьмой изложить в следующей редакции:

«обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;»;

абзац пятнадцатый изложить в следующей редакции:

«назначению должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, а также при выполнении отдельных видов работ.».

  1. В абзаце третьем части первой статьи 18:

слова «соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов,» исключить;

после слов «экспресс-пластин)» дополнить абзац словами «, предназначенных для определения наличия наркотических средств или других веществ в биологических образцах».

  1. В статье 20:

в части первой слова «законодательства об» заменить словами «работающими требований по»;

часть вторую дополнить словами «и удаленности структурных подразделений друг от друга»;

часть третью изложить в следующей редакции:

«Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, создают службу охраны труда или вводят в штат должность специалиста по охране труда в пределах установленной численности работников либо возлагают соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное ими должностное лицо, имеющее необходимую подготовку.»;

после части третьей дополнить статью частью следующего содержания:

«Местные исполнительные и распорядительные органы создают службу охраны труда или вводят в штат должность специалиста по охране труда в пределах установленной численности работников.»;

часть четвертую изложить в следующей редакции:

«Должности специалистов по охране труда в организациях сферы производства вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях сферы услуг – свыше 200 человек.»;

после части четвертой дополнить статью частью следующего содержания:

«При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку. В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда в соответствии со статьей 23 настоящего Закона.»;

из частей шестой и седьмой слова «Республики Беларусь» исключить.

  1. Статью 21 изложить в следующей редакции:

«Статья 21. Полномочия работников службы охраны труда (специалиста по охране труда)

Работники службы охраны труда (специалист по охране труда) в соответствии со своими полномочиями имеют право:

проводить обследование состояния условий труда, осуществлять анализ соблюдения требований по охране труда, знакомиться с документами по вопросам охраны труда в организации;

запрашивать и получать необходимую информацию по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от должностных лиц и других работников, допустивших нарушения требований по охране труда;

выдавать должностным лицам нанимателя обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований по охране труда и вести их учет в письменной форме;

принимать меры по приостановлению эксплуатации оборудования, инструментов, приспособлений, транспортных средств, используемых в организации, выполнения работ (оказания услуг) при выявлении нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работающих и окружающих, до их устранения;

организовывать и проводить информационно-разъяснительную работу с работниками организации по вопросам охраны труда;

вносить предложения нанимателю по улучшению условий и охраны труда работников, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Предписание об устранении нарушений требований по охране труда, выданное работником службы охраны труда (специалистом по охране труда), может быть отменено полностью или частично руководителем службы охраны труда либо руководителем организации (уполномоченным в соответствии с системой управления охраной труда заместителем руководителя) в письменной форме с указанием обоснованных причин.».

  1. В статье 23:

в абзаце пятом части второй слова «органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора)» заменить словами «контролирующих (надзорных) органов»;

из части третьей слова «Республики Беларусь» исключить.

  1. В статье 24:

из части второй слова «Республики Беларусь» исключить;

в части третьей слова «проверок состояния условий труда,» заменить словами «обследования состояния условий труда, осуществлении анализа».

  1. Статьи 25–28 изложить в следующей редакции:

«Статья 25. Обучение, стажировка, инструктаж и проверка знаний по вопросам охраны труда

Государство обеспечивает подготовку специалистов по охране труда в учреждениях образования.

Обучение по вопросам охраны труда проводится при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на обучающих курсах.

Учебно-программная документация образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательных программ переподготовки рабочих (служащих) должна предусматривать теоретическое обучение по вопросам охраны труда и производственное обучение безопасным методам и приемам работы.

Теоретическое обучение по вопросам охраны труда проводится в рамках учебной дисциплины «Охрана труда» и (или) соответствующих разделов специальных дисциплин в объеме не менее 10 часов.

При обучении по профессиям рабочих, занятых на работах с повышенной опасностью, учебная дисциплина «Охрана труда» преподается в объеме не менее 60 часов в учреждениях профессионально-технического образования и не менее 20 часов при обучении непосредственно в организации.

Наниматель оказывает содействие в обучении по вопросам охраны труда общественных инспекторов по охране труда профсоюзов.

Работающие проходят инструктаж по охране труда.

По характеру и времени проведения инструктаж по охране труда подразделяют на:

вводный;

первичный на рабочем месте;

повторный;

внеплановый;

целевой.

Работающие проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, которые создаются работодателями (далее – комиссия организации). Перечень профессий рабочих и должностей служащих, которые проходят проверку знаний в комиссии организации, утверждается работодателем с учетом характера производственной деятельности, а также требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов.

Обучение, стажировка, инструктаж и проверка знаний домашних работников по вопросам охраны труда гражданами, предоставляющими работу домашним работникам, не осуществляются.

Прохождение работающими проверки знаний по вопросам охраны труда допускается в соответствующих комиссиях учреждений образования после окончания их обучения по вопросам охраны труда.

Руководители организаций, их заместители, ответственные за организацию охраны труда, главные специалисты организаций, работники служб охраны труда (специалисты по охране труда), члены комиссий организаций проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях вышестоящих организаций, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (далее – комиссии республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь).

Руководители организаций, их заместители, ответственные за организацию охраны труда, главные специалисты организаций, работники служб охраны труда (специалисты по охране труда), члены комиссий организаций, не имеющих вышестоящих (не входящих в состав (систему)) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения юридического лица.

Работники юридических лиц, оказывающих услуги в области охраны труда, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения юридического лица, индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в области охраны труда, наниматели, являющиеся физическими лицами, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов по месту жительства.

При невозможности создания комиссии организации проверка знаний работающих по вопросам охраны труда проводится в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов или комиссиях организаций соответствующего профиля деятельности.

Члены комиссий местных администраций районов в городах, заместители руководителей этих органов, в должностные обязанности которых входят вопросы организации охраны труда, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетов.

Члены комиссий городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетов, заместители руководителей этих органов, в должностные обязанности которых входят вопросы организации охраны труда, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях областных исполнительных комитетов.

Члены комиссий республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, заместители руководителей этих органов и организаций, в должностные обязанности которых входят вопросы организации охраны труда, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в республиканской комиссии.

Порядок создания и деятельности комиссий организаций, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов устанавливается Министерством труда и социальной защиты, республиканской комиссии – Правительством Республики Беларусь.

Статья 26. Инструкции по охране труда

Инструкция по охране труда – локальный правовой акт, содержащий требования по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг).

Работодатели разрабатывают и принимают инструкции по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг) в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты.

Инструкции по охране труда должны содержать общие требования по охране труда, требования по охране труда перед началом работы, при ее выполнении, по окончании работы, в аварийных ситуациях.

В инструкции по охране труда с учетом специфики профессий рабочих и (или) видов работ (услуг) могут включаться другие требования по охране труда.

Не допускается включение в типовую инструкцию по охране труда, инструкцию по охране труда отсылочных норм на нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда, за исключением отсылочных норм на иные инструкции по охране труда, действующие в организации.

При отсутствии специфики профессий рабочих и (или) видов работ (услуг) работодатели, в том числе не наделенные правом принятия локальных правовых актов, могут руководствоваться соответствующими типовыми инструкциями по охране труда.

Статья 27. Медицинские осмотры и освидетельствование некоторых категорий работающих

Для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья работающие, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в оценке состояния здоровья работающего на предмет его годности (негодности) к выполнению отдельных видов работ, проходят предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры при ухудшении состояния здоровья.

Порядок проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих устанавливается Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.

В целях исключения чрезвычайных происшествий и производственного травматизма работников, занятых на работах с повышенной опасностью, нанимателем обеспечивается систематический контроль их физического состояния путем проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра либо освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, в том числе с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, и (или) экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наличия наркотических средств или других веществ в биологических образцах. Перечень работ (профессий рабочих), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения, состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ (далее – перечень), порядок проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работников, а также порядок проведения освидетельствования работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения устанавливаются Министерством труда и социальной защиты и Министерством здравоохранения.

Наниматели на основании перечня утверждают перечни работ (профессий рабочих) организации, при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Работодатель обязан требовать документы, подтверждающие прохождение работающими по гражданско-правовым договорам медицинского осмотра, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ (оказания услуг).

Расходы по проведению медицинских осмотров работников, а также лиц, принимаемых на работу, несет наниматель. В случае оплаты лицом, поступающим на работу, предварительного обязательного медицинского осмотра затраты на его проведение компенсируются нанимателем после приема на работу.

Статья 28. Обеспечение средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами

На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, наниматель обязан:

обеспечить бесплатную выдачу работникам средств индивидуальной защиты в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты;

обеспечить бесплатную выдачу работникам смывающих и обезвреживающих средств по нормам и в порядке, определяемым Министерством труда и социальной защиты;

организовать должное содержание (хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию, обезвреживание) средств индивидуальной защиты.

Наниматели на основе типовых норм бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты имеют право формировать нормы бесплатного обеспечения работников организации средствами индивидуальной защиты (далее – нормы организации). В нормах организации конкретизируются требования к показателям защитных свойств и гигиеническим характеристикам средств индивидуальной защиты, могут устанавливаться по отдельным наименованиям средств индивидуальной защиты более высокие показатели защитных свойств, дополнительные к предусмотренным типовыми нормами защитные свойства. Нормы организации могут содержать требования к конструктивным особенностям и стилю специальной одежды, применению логотипа, фирменного знака, нормы выдачи работникам дополнительных средств индивидуальной защиты, не предусмотренные типовыми нормами.

Коллективным договором, трудовым договором может предусматриваться выдача работникам средств индивидуальной защиты сверх установленных норм.

Работающие по гражданско-правовым договорам обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с этими договорами.

Обеспечение иных категорий работающих средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами осуществляется в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты.

Применяемые средства индивидуальной защиты должны соответствовать требованиям, установленным нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, являющимися в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза для данных средств индивидуальной защиты, и обеспечивать безопасные условия труда работающих.».

  1. В части первой статьи 29 слово «зимой» заменить словами «в холодный период года».
  2. В статье 30:

в части первой:

слова «нормативными правовыми актами, в том числе» исключить;

дополнить часть словами «, являющимися в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения»;

из части второй слово «медицинской» исключить.

  1. Статью 31 изложить в следующей редакции:

«Статья 31. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств работодателей, средств фонда предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательными актами, средств республиканского и местных бюджетов, в том числе в рамках реализации комплекса мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, иных источников, не запрещенных законодательством.

Работник не несет расходов по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.».

  1. Статью 32 дополнить частью следующего содержания:

«Отказ работодателя в проведении расследования несчастного случая на производстве, составлении акта о несчастном случае на производстве или несоответствие изложенных в таком акте обстоятельств несчастного случая фактическим обстоятельствам могут быть обжалованы потерпевшим или его представителем, уполномоченным в соответствии с законодательством, в Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты (далее – Департамент), его территориальные подразделения или в суд.».

  1. В статье 33:

в части четвертой:

слова «нормативных правовых актов, в том числе» исключить;

дополнить часть словами «, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения»;

дополнить статью частью следующего содержания:

«За обеспечение соблюдения требований по охране труда на территории организации несет ответственность работодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находятся земельный участок, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, другое недвижимое имущество, расположенные на этой территории, если иное не установлено гражданско-правовым договором.».

  1. Статью 34 изложить в следующей редакции:

«Статья 34. Соответствие капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений требованиям по охране труда

Капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения должны соответствовать требованиям по охране труда.

Работодатель, являющийся собственником капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, осуществляющий их эксплуатацию, организует систематическое наблюдение за капитальными строениями (зданиями, сооружениями), изолированными помещениями в процессе их эксплуатации, назначает лиц, ответственных за правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, создает комиссию по общему техническому осмотру капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений.

За обеспечение соблюдения требований по охране труда при эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений организации несет ответственность работодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находятся эти капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, если иное не установлено гражданско-правовым договором.

Капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения подвергаются плановым (общим и частичным), внеплановым (внеочередным) техническим осмотрам. Общие плановые технические осмотры капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений должны проводиться два раза в год – весной и осенью. Периодичность частичных плановых технических осмотров капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений устанавливается работодателем, в собственности (владении, пользовании) которого находятся эти капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, организацией, осуществляющей их эксплуатацию, или службой технической эксплуатации в зависимости от конструктивных особенностей капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и технического состояния их элементов. Внеплановые (внеочередные) технические осмотры капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений проводятся после стихийных бедствий, аварий, при выявлении дефектов, деформаций конструкций и повреждений инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений.

Системы отопления, вентиляции и кондиционирования капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений должны обеспечивать в них температуру, влажность и скорость движения воздуха в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения.».

  1. В статье 35:

часть вторую дополнить словами «, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения»;

в части третьей слова «нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами» заменить словами «техническими нормативными правовыми актами, являющимися в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения»;

дополнить статью частью следующего содержания:

«За обеспечение соблюдения требований по охране труда при эксплуатации производственного оборудования несет ответственность работодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находится это производственное оборудование, если иное не установлено гражданско-правовым договором.».

  1. Статью 36 изложить в следующей редакции:

«Статья 36. Соответствие производственных процессов требованиям по охране труда. Выполнение работ с повышенной опасностью

Производственные процессы должны соответствовать требованиям по охране труда.

Охрана труда работающих при организации производственных процессов должна быть обеспечена применением:

безопасных технологических процессов и производственного оборудования;

капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и производственных площадок, соответствующих требованиям по охране труда;

рационального размещения производственного оборудования и организации рабочих мест;

материалов, не оказывающих вредного и (или) опасного воздействия на работающих;

устройств противоаварийной защиты, блокировки и сигнализации;

безопасных способов хранения и транспортирования материалов, готовой продукции;

способов обращения с отходами производства, обеспечивающих предотвращение их вредного воздействия на здоровье работающих;

средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты, обеспечивающих безопасные условия труда работающих;

методов и средств контроля уровней вредных и (или) опасных производственных факторов.

Работы с повышенной опасностью, требующие осуществления специальных организационных, технических мероприятий и контроля за их выполнением, выполняются по наряду-допуску (документам), предусмотренному (предусмотренным) законодательством.

В организации исходя из особенностей производства составляются перечень работ с повышенной опасностью и перечень работ, выполняемых по наряду-допуску.

К наряду-допуску при необходимости прилагаются эскизы защитных устройств и приспособлений, схемы расстановки постов оцепления, установки знаков и плакатов безопасности.

Министерство труда и социальной защиты устанавливает типовую форму наряда-допуска.

Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, могут устанавливать иные формы наряда-допуска (документов), учитывающие специфику видов деятельности и отдельных видов работ, на осуществление которых требуется его (их) оформление.».

  1. Часть третью статьи 37 изложить в следующей редакции:

«Объекты, предназначенные для выпуска продукции и оказания услуг, должны соответствовать требованиям безопасности и эксплуатационной надежности.».

  1. Статью 38 исключить.
  2. В статье 39:

слова «иными органами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора),» исключить;

слова «прокурор Республики Беларусь» заменить словом «прокурор».

  1. В статье 40:

название статьи изложить в следующей редакции:

«Статья 40. Департамент»;

в части первой слова «, его обособленные» заменить словами «и его»;

после части первой дополнить статью частью следующего содержания:

«Директор Департамента по должности является Главным государственным инспектором труда Республики Беларусь.»;

в части второй:

абзац второй изложить в следующей редакции:

«свободно входить в капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, на территорию проверяемого работодателя в порядке, установленном законодательством;»;

в абзаце третьем слово «получать» заменить словом «запрашивать»;

абзац четвертый изложить в следующей редакции:

«выносить в установленном законодательством порядке предложения о приостановлении (запрете) деятельности работодателя (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования в случае выявления нарушений требований по охране труда, создающих угрозу жизни и здоровью работающих. В случае принятия работодателем решения о нецелесообразности приостановления (запрета) деятельности Департамент имеет право обратиться в суд с заявлением об установлении такого приостановления (запрета);»;

после абзаца шестого дополнить часть абзацем следующего содержания:

«проводить в установленном законодательством порядке мониторинг, направлять рекомендации по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга, а также использовать во взаимодействии с работодателями иные меры профилактического и предупредительного характера;»;

в части третьей:

в абзаце первом слова «отделов инспекций труда» и «второй» заменить соответственно словами «межрайонных отделов, их заместители» и «третьей»;

абзац третий изложить в следующей редакции:

«выносить проверяемым работодателям обязательные для исполнения требования об устранении выявленных нарушений нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, содержащих требования по охране труда;»;

в абзаце четвертом слова «зданий (помещений)» заменить словами «капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений»;

абзац шестой изложить в следующей редакции:

«запрещать применение средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты, не отвечающих условиям труда и не соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза.».

  1. Статью 41 исключить.
  2. В статье 42:

после части первой дополнить статью частью следующего содержания:

«Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляется профсоюзами в формах:

проведения проверок в случаях, установленных законодательными актами;

осуществления мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав работников (мониторинг), участия в работе коллегиальных органов, комиссий и в иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок.»;

в части второй:

в абзаце втором слово «работодателями» заменить словом «нанимателями»;

абзац третий после слова «документы,» дополнить словами «ведение которых предусмотрено законодательством об охране труда,»;

в абзаце четвертом слова «служебные, производственные и иные помещения (объекты)» заменить словами «капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения»;

в абзаце пятом слова «зданий (помещений)» заменить словами «капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений»;

абзац шестой исключить;

часть третью после слова «профсоюзов» дополнить словами «об устранении выявленных нарушений требований актов законодательства»;

в части четвертой слово «Общественные» заменить словами «Технические инспекторы труда профсоюзов, общественные»;

часть пятую исключить.

  1. Статьи 43 и 44 изложить в следующей редакции:

«Статья 43. Взаимодействие контролирующих (надзорных) органов в области охраны труда

Контролирующие (надзорные) органы при осуществлении контроля (надзора) за соблюдением законодательства об охране труда взаимодействуют между собой в соответствии с законодательными актами.

Статья 44. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Работодатели и работающие, виновные в нарушении законодательства об охране труда или препятствующие деятельности представителей надзорных органов, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.».

Статья 2. Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

статья 1 – через шесть месяцев после официального опубликования настоящего Закона;

иные положения – после официального опубликования настоящего Закона.

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

Меню раздела