Связь неправильного прикуса и дефектов произношения у детей

   В практике логопедической работы специалисты часто встречаются с речевыми нарушениями, которые появились в результате разнообразных аномалий прикуса.

Прикус – это соотношение зубных рядов верхней и нижней челюсти. Все дети рождаются с недоразвитой нижней челюстью (она немного смещена назад), но по мере взросления, при активном сосании и жевании формируются нормальные взаимоотношения между челюстями. Однако не всегда ребенок может активно сосать и жевать, тогда жевательные мышцы будут развиты недостаточно и челюсти могут неправильно сформироваться.

К нарушениям прикуса могут приводить:

- заболевания дыхательной системы, например, хронические насморки, увеличенные аденоиды, из-за чего человек постоянно дышит ртом и челюсти не смыкаются;

-травмы, повреждение зубного ряда, что часто бывает у малышей при падении;

-наследственность.

Наиболее распространенными нарушениями прикуса являются:

  • мезиальный прогенический прикус - нижняя челюсть сильно выдвигается вперед при сомкнутых зубах (как у старухи Шапокляк из мультика про Чебурашку). Мезиальный прикус зачастую результат наследственной скелетной аномалии, то есть проблемы в строении нижней челюсти. Причиной также может служить блокирование роста верхнего зубного ряда на этапах ранней смены зубов и роста челюстей.

 

  

Основные симптомы:

  • вогнутый профиль лица;
  • резцы нижней челюсти наклонены в сторону языка;
  • массивный «тяжелый» подбородок.
  • дистальный прогнатический прикус - верхняя челюсть выдвинута вперед, а нижняя смещена назад. Симптомы патологии проявляются ярко и видны даже непрофессионалам.

У ребенка будут наблюдаться такие особенности внешности, как:

  • чрезмерное выдвижение верхней челюсти;
  • скощенный и смещенный назад подбородок;
  • «второй» подбородок;
  • выпуклый профиль лица в области носогубного треугольника;
  • кажущаяся короткой верхняя губа;
  • часто прикушенная, расположенная под зубами верхней челюсти нижняя губа;
  • сутулая осанка.
  • глубокий прикус - очень сильного перекрывания нижних резцов верхними. Если при нормальном смыкании верхние зубки нависают над нижними примерно на треть, то при данной патологии резцы нижнего ряда могут даже упираться в десну за передними зубами.

Из-за подобных особенностей патологический прикус получил несколько «говорящих» названий. Его обозначают как «травмирующий», «снижающий», «резцовый», «фронтальный».

Яркие признаки ортодонтического дефекта:

  • укороченный овал лица;
  • опущение уголков рта;
  • выпячивание нижней губы;
  • логопедические проблемы;
  • речевые дефекты.

 

  • открытый прикус - данный вид патологии обычнососедствует с другими типами аномального прикуса — дистальным или мезиальным. Его особенность — отсутствие контакта между верхними и нижними зубами даже при сильном смыкании.

Смыкание может отсутствовать как у резцов, и тогда прикус называют переднимоткрытым, так и между молярами — открытый боковой. В редких случаях наблюдаются оба вида патологии одновременно.

Проявления и симптомы неправильного открытого прикуса:

  • постоянно разомкнутые губы;
  • вытянутая форма лица;
  • логопедические проблемы.
  • перекрестный прикус - патологическое смыкание с перекрещиванием зубов дало название данной аномалии. Развивается она чаще всего при смене прикуса и диагностируется у детей подросткового возраста.

Смещение может развиваться в самых разных челюстных отделах, бывает одно- и двусторонним.

Данный вид неправильного прикуса особенно хорошо виден на фото взрослых людей — выделяется асимметрия лица, западение нижней губы, разный уровень скул, сдвиг подбородка в сторону.

Эти нарушения в строении могут привести к разнообразным дефектам звукопроизношения, причем страдать могут как сложные, так и простые звуки. Уже в 4-5 лет, когда речь ребёнка должна становиться членораздельной и ясной, у многих детей выявляются дефекты речи - проблемы с произношением определенных звуков, смазанная нечёткая речь. И далеко не в каждом случае речевые дефекты может сразу исправить учитель-дефектолог – зачастую сначала необходимо устранить их причины, основой которых нередко является дисфункции мягких тканей челюстнолицевой области, а также сопряжённые с этим нарушения прикуса. Например, очень часто сосание губы или языка вызывает отклонение

резцов внутрь или наружу, что ведёт к открытому прикусу и затрудняет постановку логопедом шипящих звуков.

Очень важно родителям вовремя заметить неправильный прикус, и обратится за консультацией к врачу-ортодонту, например, когда ребенку 5-6 лет и у него начинается смена молочных зубов. Врач проведет осмотр и подберет нужное лечение. Лечить аномалии прикуса никогда не поздно, однако необходимо помнить, что чем раньше начать лечение, тем лучше. Для взрослых людей в наше время иметь красивую улыбку и четкую речь зачастую является необходимым условием успешной карьеры.

Часто к дефектологам приходят с проблемой – прикус ортодонт исправил, но неправильные звуки остались прежними. Тогда начинается активная работа по постановке правильного звукопроизношения. Причем в ряде случаев сотрудничество ортодонта и логопеда идет параллельно.

Если Вы замечаете один или несколько из вышеперечисленных

признаков у Вашего ребёнка, поторопитесь с визитом к дефектологу и ортодонту, чтобы своевременно устранить нарушения речи и решить проблемы, связанные с неправильной функцией мышц, оказывающих влияние на формирование прикуса ребёнка:

- вашему ребёнку уже 3 года, но у него не сформирована фразовая речь;

- у ребенка выраженные нарушения речи (множественные нарушения звукопроизношения, нечёткая, малопонятная для окружающих речь, запинки в речи, пропуски или перестановки звуков и слогов, трудности в построении фразы);

- у Вашего ребёнка есть вредные привычки (он сосёт палец или

другой предмет, грызет ногти, карандаш);

- Вы замечаете, что рот Вашего ребёнка часто полуоткрыт, и он дышит ртом, например, во сне;

- при глотании у ребенка напрягаются мышцы лица, видны зубы или язык.

Современные аппараты миофункциональной коррекции (трейнеры, вестибулярные пластинки с бусинкой для языка) могут служить не только эффективными средствами профилактики или лечения нарушений прикуса, но и помочь родителям детей с проблемами в речи во время занятий дома, превращая «тренировку» речевого аппарата в менее утомительный и длительный процесс, и даже в игру.

Подготовила учитель дефектолог Сас О.О. по материалам интернет источников:

https://rudenta-kids.ru/articles/nepravilnyy-prikus-u-rebenka-vovremya-vyyavit-i-ispravit/

https://azabuka.ru/articles/pravilnyy-i-nepravilnyy-prikus-u-detey-vidy-simptomy/