Играем в слова
(на кухне, в ванной комнате, в коридоре, на улице и везде)
Большое влияние на обогащение словаря оказывают новые впечатления: экскурсии, путешествия, художественная литература. Но ничто не может заменить целенаправленных игр-упражнений. Играйте при малейшей возможности, играйте живо, заинтересованно.
Играем в слова на кухне
- Как называются предметы мебели на кухне?
- Назови посуду, которая есть на кухне.
- Какие продукты лежат в холодильнике?
- Из чего делают растительное масло?
- Из чего получают творог и кефир, сливочное масло?
- Из чего делают колбасу (сыр, хлеб)?
- Что бывает сладким? А что соленым?
- Какое бывает мясо?
Сырое, замороженное, тушеное, жареное, вареное.
|
Посуда из стекла непрочная. Она очень боится горячей воды, сразу трескается. Хочешь знать почему? Ты, наверное, заметил, что когда наливают кипяток в чашку, то посуда сразу нагревается, т.е. становится горячей. Так же происходит и со стеклянной посудой, но нагревается эта посуда неравномерно, т.е. внутри горячее, чем снаружи. Из-за этого стекло лопается. Причем чем толще стекло, тем быстрее оно лопается от горячей воды. Как «спасают» стеклянную посуду от кипятка? Кладут металлическую ложку. Она забирает часть тепла, и посуда остаётся целой.
- Что на кухне из пластмассы?
- Что делает мама на кухне?
Варит, режет, готовит, моет, жарит, трёт, давит, слушает радио, вытирает, включает, выключает, чистит, зажигает, гладит, улыбается, поёт, пробует, солит, консервирует, наливает, выливает, разливает, убирает, достаёт…
- Как мама всё делает на кухне?
Быстро, весело, ловко, медленно, спокойно, радостно, трудно, сосредоточенно…
- Какое блюдо мама подаёт к столу?
Вкусное, горячее, холодное, подогретое, жидкое, густое, рассыпчатое, солёное, не солёное, жареное, вареное, пареное, тушёное, сладкое, кислое, горькое…
Играем в слова в ванной комнате
- Что у нас есть в ванной комнате?
- Какие бывают полотенца?
Махровое, льняное, вафельное, пушистое, полосатое, банное, ножное…
- Что делают в ванной комнате?
Стирают, замачивают, выкручивают, включают, чистят, выключают, выдавливают, намыливают, вешают, вытираются, моются, принимают душ, сидят, стоят, насыпают, размешивают порошок…
- Какие предметы нужны, чтобы умыться?
- Какая бывает вода в ванной комнате?
Холодная, ледяная, горячая, тёплая, прозрачная, чистая, грязная, мыльная, мутная.
- Что нужно, чтобы постирать?
- Что можешь ты постирать?
- Какие бывают зубная паста, мыло?
- Зачем нужно чистить зубы?
Играем в слова в раздевалке, коридоре
- Какая обувь у нас в коридоре (зимой, летом)?
- Кто участвует в изготовлении обуви?
Скорняк выделывает кожу, чтобы можно было из неё что-то скроить, художник-модельер придумывает фасон, обувщики шьют, продавцы продают. Давайте не забудем, что обувь разного цвета, значит нужны краска, фурнитура: пряжки, кнопки, «молнии». Покажи правый ботинок, левый сапог.
- Какие головные уборы у нас есть и какие ещё бывают головные уборы?
Шапка, берет, шляпа, панама, платок, косынка, кепка.
- Какие ты знаешь специальные головные уборы?
Военные: фуражка, пилотка, берет десантника, бескозырка моряка, шлем.
- Какие предметы верхней одежды висят в раздевалке, в коридоре, в шкафу?
Играем в слова на улице
- Какая сегодня погода?
- Какая бывает погода на улице?
Ясная, пасмурная, ветреная, жаркая, холодная, морозная, дождливая, солнечная, облачная, хмурая.
- Названия каких деревьев ты знаешь?
Берёза, осина, дуб, клён, ясень, липа, ель, ольха, сосна, лиственница, рябина, ива, тополь. Фруктовые: яблоня, груша, слива, вишня.
- Название каких кустарников ты знаешь?
Калина, боярышник, шиповник, орешник, крыжовник, малина, смородина, черёмуха.
- Какие листья бывают?
Круглые, овальные, продолговатые, сердцевидные, тонкие, жгучие (у крапивы), пушистые, бархатистые, широкие, толстые, зелёные, светло-зелёные, пятнистые, тёмно-зелёные, красные, клейкие, глянцевые, кожистые, зубчатые.
- Каких птиц ты можешь встретить (знаешь)?
Воробей, ворона, голубь, синица, снегирь, ласточка, трясогузка, дятел, чайка, кукушка, сова, сорока, жаворонок, соловей, стриж.
- Каких рыб ты знаешь?
Сом, сельдь, щука, окунь, ёрш, пескарь, камбала, карась, лещ, судак.
- Что мы видим в витринах магазина? Какие названия магазинов ты знаешь?
- Какие машины мы видим на улице? Сначала играйте, перечисляя все названия машин, а потом дифференцируйте: легковые; грузовые; специальные; транспорт пассажирский.
- Из каких частей состоит машина?
- Какие бывают дороги?
Асфальтированные, земляные, песчаные, прямые, широкие, кривые, узкие, ровные, лесные, городские, деревенские.
- Что бывает круглой (овальной, треугольной, квадратной, прямоугольной) формы?
Играем в слова везде
- «Скажи наоборот» - важная игра на формирование логического мышления.
Высокий – низкий
тяжелый – лёгкий
быстрый – медленный
весёлый – грустный
жарко – холодно
добро – зло
гладкий – шершавый
кривой – прямой
богач – бедняк
больной – здоровый
ребёнок – взрослый
смелый – трусливый
друг – враг
смеяться – плакать
- «Кто летает - что летает?» - перечислить птиц, насекомых, воздушный транспорт.
- «Кто плавает - что плавает?» - перечислить водный транспорт, рыб, птиц, животных, включая человека.
- «Кто ползает - кто ходит?»
Пресмыкающиеся: крокодил, черепаха, змея, ящерица, хамелеон.
Насекомые: муха, гусеница, пчела, оса; черви.
Животные, птицы, человек.
- «Он какой может быть?» - существительные мужского рода. Помидор-зелёный, красный, жёлтый, спелый, зрелый, малень
Итернет источник: https://doshvozrast.ru/igra/igra06_1.htm