Методические рекомендации по формированию основ самосознания

Методические рекомендации по формированию у воспитанников основ национального самосознания посредством образцов белорусской культуры в художественно-эстетической деятельности

Основные формы и методы, используемые  по приобщению детей к народным традициям

  • специально-организованные занятия по ознакомлению с народным искусством (например “Народныя майстры Беларусі”, “Знаёмства з працай ганчара” и др.);
  • создание музейных экспозиций;
  • экскурсии в музей, на выставки, а так же выставки, организованнные в детском саду;
  • встречи с народными умельцами и посещение мастерской художника;
  • праздники и развлечения;
  • рассматривание иллюстраций к белорусским народным сказкам, изделий декоративно-прикданого искусства, ремесленных изделий;
  • дидактические и сюжетно – ролевые игры (“Упрыгожым ляльцы хату да свята”);
  • чтение произведений и инсценировки;
  • прослушивание белорусских мелодий, исполнение песен, народных танцев) и др.

Выше перечисленные формы и методы реализуются через разнообразные виды деятельности детей в  учреждении дошкольного образования.

Большую роль в приобщении дошкольников к национальной культуре Беларуси занимают организация этнографических выставок, работа в музеях, созданных в дошкольных учреждениях, проведение праздников, ознакомление дошкольников с произведениями декоративно-прикладного искусства.

Особенности работы педагога дошкольного образования по приобщению детей к национальной культуре через создание этнографических экспозиций.

Этнография – историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, расселение, этническую историю и культурные взаимовлияния. Её название происходит от двух греческих слов:”этнос” – народ и “графейн” – писать, все вместе – “народописание”.

Этнографы изучают материальную и духовную культуру народов, их семейный и общественный быт, хозяйственные занятия и этнические особенности.

Педагоги дошкольных учреждений могут организовывать тематические выставки, цель которых – познакомить детей с элементами белорусской культуры и др. Названия выставки могут быть разными. Важно, чтобы экспонаты соотвествовали теме выставки, санитарным нормам, правилам эстетики, соотвествовали действительности и специфики возрастного восприятия.

Например:

Название выставки

Примерные экспонаты

“Жилище беларусов”

Макеты и фотографии домов и хозяйственных построек в разные периоды развития общества, мебель, элементы убранства дома (полотенца, скатерть, ковры, покрывала и т.д.), старинная утварь (ухваты, корыта, глиняную и чугунную посуду, ручные мельницы и др.)

“Народное искусство”

Предметы быта с символикой и орнаментом, изделия народных мастеров (вышивка, лозоплетение, соломоплетение), глиняные и деревянныве игрушки и др.

«Нацональная одежда»

Комплекты традиционного костюма, образцы тканых узоров, украшения, обувь, фотографии населения в народном и современном костюме.

Особенности работы педагога дошкольного учреждения по приобщению детей к национальной культуре через народные праздники и обряды.

Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетико-социальное, интегрированное и комплексное. Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие и светлые воспоминания. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.

Особое значение в решении этих задач имеют народные праздники и обряды.

При проведении народных праздников и обрядов в дошкольном учреждении педагоги должны учитывать объективные и субъективные качества воспитанников:

  • возрастные особенности ребят;
  • половые особенности;
  • отношение детей и их родителей к праздникам и обрядам.
  1. Возрастные особенности детей.

Haблюдения за поведением ребят разных возрастных групп свидетельствуют о том, что с возрастом интерес к проведению народных  праздников и обрядов возрастает. Дети становятся более информированными о праздниках. Появляются праздники, которые им нравятся, которых они ждут, виды деятельности, занятия, которым они отдают предпочтение (водить хороводы, переодеваться, петь, танцевать, исполнять роли).

  1. Половые  особенности ребят.

Наблюдения свидетельствуют, что мальчики и девочки по-разному относятся к народным праздникам и обрядам. Мальчиков в праздниках привлекает возможность проявить активность, вступить в общение с  ровесниками и взрослыми мужчинами, движение. Девочек более привлекает возможность проявить свои чувства, переживания, пение, танцы, изготовление костюмов, красота одежды, общение со старшими на праздниках.

  1. Отношение к праздникам и обрядам.

Это качество является одним из наиболее выразительных у дошкольников. Дети по-разному относятся к праздникам и обрядам, которые проводятся в семье, в дошкольном учреждении. Есть дети, у которых качества очень ярко проявляются во время подготовки и проведения праздников. Они очень любознательны, активны, проявляют непосредственные эмоции, чувства. Участие в праздниках вызывает в них удовлетворение. Они с готовностью вступают в общение со взрослыми при подготовке к празднику, хорошо контактируют с ровесниками тогда, когда надо что-то сделать к проведению праздника. У таких ребят с возрастом увеличивается потребность участия в подготовке к празднику и в нем самом. У многих воспитанников эти качества проявляются преимущественно в виде интереса или позитивного отношения к празднику.

При проведении праздников обязательно учитываются отношение родителей к тому или иному празднику или обряду и их согласие на участие ребенка.

Почти каждый из нас еще с детства знает такие праздники, как Каляды,  Масленицу, Гуканне вясны, Купалле др. Народные праздники и обряды белорусов выразительно подчинены годовому обороту Земли вокруг Солнца, когда последнее дает весенний расцвет природе и замораживает его надолго осенью. Планирование работы педагога по приобщению детей к национальной белорусской культуре через использование народных праздников и обрядов можно подчинить народному календарю.

Приперный перпективный план

работы по формированию национального самосознания старших дошкольников с использованием фольклора

Месяц

Работа с детьми

Взаимодействие с педагогами

Взаимодействие с семьёй

сентябрь

Чтение “Адкуль пайшлі беларусы”.

Беседа “Адкуль наш род”

Знакомство с легендами Белай Руси. Легенда: «Вавiлонская вежа».

Беседа “Почему люди любят свою Родину”

Беседа “Обряды и традиции белорусского народа”.

Картотека для воспитателей “Народный календарь”.

Совместно с музыкальным руководителем составление тематического праздника “День матери”

Консультация “Родной язык, как фактор национальной культурной социализации дошкольников”.

октябрь

Музычнае свята “Восеньскі кірмаш”[1]

Легенда о Каменецкой башне.

Фотовыставка “Столица Республики Беларусь”

Інсцэніроўка “Мае любімыя беларускія казкі”

Проведение тематического праздника “День матери”

“Беларускі фальклор” – картотека в помощь родителям.

 

ноябрь

Комплексное занятие по ознакомлению с произведениями белорусского фольклора (вітанні, забаўлянкі, лічылкі).

Занятие “Нацыянальны касцюм беларусаў”

Посещение этнографического музея

Консультация “Белорусский фольклор и его роль в национальном воспитании старших дошкольников”

Консультация “Приобщение детей к белорусскому фольклору, традициям”

 

декабрь

Цикл бесед: «Нашы знакамітыя землякі» Тэма: “Славутая дачка  зямлi Полацкай”.

Бяседа «Каляды»

Заучивание заклички “Снегіры-сінічкі

Наце вам пшанічкі...”

Ознакомление с творчеством белорусского поэта Я.Купалы

Литературная викторина «Встреча с книгой и творчеством белорусских писателей»

Консультация «Музыкальный фольклор, как средство нравственно – эстетического воспитания детей»

Привлечение родителей к подготовкефольклорного праздника «Каляды»

 

январь

Беседа “Обрядовые праздники и обычаи”

Разучивание колядных песен (совместно с музыкальным руководителем)

Беседа «Стравы да Калядных святаў».

Свята «Ехала Каляда ў чырвоным вазочку»[2]

Заняте “Жывёльны і раслінны свет Беларусі”

Организация и проведение фольклорного праздника “Каляды”

Изготовление картотеки “Беларускія народныя гульні ў дзіцячым садзе”

Участие родителей в фольклорном празднике «Каляды», приготовление наиональных блюд.

 

февраль

Знакомство с легендой о богатырях.

Заучивание пословиц о масленице.

Беседа “Масленица»

Чтение «Хочу служить» А.Вольского,

«Я хочу солдатом стать» Л.Рашковского

Консультация

«Играйте и речь развивайте» (речевые дидактические подвижные игры)

Консультация: “Роль музейной педагогики в воспитательно-образовательном процессе”

Папка-передвижка о народных традициях, обрядах: “Масленіца”.

Участие родителей в подготовке и проведении музыкально-спортивного праздника «День защитника Отечества»

 

март

Занятие “Красная книга республики Беларусь”

Беседа-рассказ о празднике “Гуканне вясны”

Цикл бесед: «Нашы знакамітыя землякі»

Тема: “ Францыск Скарына – первопечатник”.

Консультация “Народны фальклор – як сродак фарміравання інтарэса да роднай мовы і развіцця моўных здольнасцей у старэйшых дашкольнікаў”.

Консультация “Далучэнне дзяцей да традыцый роду, сям’і”.

 

апрель

Свята “Гуканне вясны”[3]

Викторина “Люблю наш край, старонку гэту.”

Беседа “Беларусь спартыўная”

Беседа: «Чысты чацвер i Вялiкдзень».[4]

Чтение белорусских народных сказок.

Цикл бесед: «Нашы знакамітыя землякі»

Тема: “Беларускія касманаўты”.

Консультация:“Актуальность использования белорусских народных праздников и обрядов в воспитании дошкольников”

Папка-передвижка о народных традициях, обрядах: «Вербніца», “Вялікдзень”

 

май

Итоговое занятие «Народныя святы».

Заучивание заклички «Ідзі, ідзі дожджыку…”

Беседа «Мирно жить – счастливым быть»

Проведение тематического праздника «День Победы»

Выставка совместных с детьми рисунков «Скажем войне «Нет!»

 

 

Бяседа «Купалле”

Арганізацыя і правядзенне свята “Купалле”[5]

Консультация “Далучэнне дзяцей да беларускай культуры”

Консультация “Значэнне беларускай мовы у выхаванні дашкольнікаў

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности работы педагога дошкольного образования по формированию национального самосознания посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством

         Народное искусство нашей страны очень разнообразно: игрушки из дерева, глины, соломки, льна, глиняная и плетёная посуда, предметы вышивки, ткачества, разноцветный рельефный кафель, Слуцкие пояса, вытинанка. Белорусское народное искусство развивалось в основном в двух направлениях: как домашнее ремесло и в виде различных художетвенных промыслов. Обе формы совершенствовались паралельно, тесно переплетаясь между собой и влияя друг на друга. Параметры искусства изготавливались из подручных материалов, которых много на белорусской земле: дерево, солома, лоза, береста, лён, глина. Белорусский народ охотно украшал своё жилище разнообразными постилками, дорожками, ковриками, полотенцами. Эти изделия хранили тепло человеческих рук, любовь, с которой они изготавливались. В них отражалась окружающая природа со всем её разнообразием форм, цветов.

                 Искусством резьбы по-дереву белорусские мастера (из Минска, Могилёва и других мест) славились ещё в 17 веке. Их тонкая резьба, отличавшаяся своеобразнвыми приёмами и художественной стилистикой, получила название “белорусской рези”. Ею украшали различные предметы обихода - прялки, наличники, ставни, коньки, крыши, иконостасы.

          До настоящего времени славятся тканые изделия мастеров д.Неглюбка, Гомельской области; п. Ляховичи, Минской области; г.Слуцка; гончарные изделия народных умельцев г.Пружаны Брестской области, г. Мозыря; изделия из соломки (плетение, инкрустация) мастеров г.Жлобина, которые  издавна, как отмечают исследователи, не только обогащали бытовую утварь, но и украшали царские врата сельских церквей.

        Примерный перспективный план ознакомления детей старшей группы с белорусским народным декоративно-прикладным искусством

 

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

сентябрь

Знакомство с национальным уголком (музеем).

Рассматривание изделий из дерева, украшенных белорусским растительным орнаментом.

Рисование “Украшение шкатулки” (по мотивам белорусского растительного орнамента).

Рассматривание иллюстраций к белорусской народной сказке “ Пшаничны каласок”

Рисование по белорусской  народной сказке “ Пшаничны каласок”.

Рассказ воспитателя о белорусской глиняной игрушке.

Лепка “Собачка” ( по мотивам белорусской глиняной игрушки).

Изготовление атрибутов для игры драматизации “Пшаничны каласок”.

Аппликация “Корзиночка” (из соломки).

Игра-драматизация

Игра-драматизация “Пшаничны каласок”

октябрь

Игры с белорусскими глиняными игрушками.

Занятие по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством “Тканое и вышитое»

Лепка “Птичка” (по мотивам белорусской глиняной игрушки).

Дидактическая игра “Из какого материала сделано?”.

Выставка “Белорусская глиняная игрушка”.

Рисование “Украшение скатерти”

Сюжетно-ролевая игра “Магазин Павлинка”

Дидактическая игра “Украсим квартиру к празднику”.

ноябрь

Изготовление глиняных игрушек в подарок малышам.

Дидактическая игра “Украсим сами”.

Разучивание стихотворения “Майстрыха” А.Дзеружынскага.

Рассматривание иллюстраций к белоруской народной сказке “Каток – залаты лабок”.

Аппликация “Украшение ковра”.

Посещение магазина (отдела) белорусских сувениров.

Рисование по белоруской народной сказке “Каток – залаты лабок”.

Занятие по ознакомлению с изобразительным искусством “Декоративно – прикладное искусство в Белоруси”[6].

Рисование “Украшение ковра”

Изготовление персонажей для кукольного театра к сказке “Каток-златы лабок”.

Рассматривание наборов открыток о белорусском народном декоративно-прикладном искусстве.

Чтение рассказа Т.Жумар “Залаты лянок”

декабрь

Спектакль для детей средней группы по сказке “Каток-залаты лабок”.

Рассматривание иллюстраций с изображением белорусской керамической посуды.

Занятие по ознакомлению с окружающим “Азнаямленне дзяцей з ганчарным мастацтвам праз гульнёвую і дэкаратыўную дзейнасць”[7].

Лепка “Спарыш”.

Дидактическая игра “Декоративная мозаика”.

Разучивание стихотворения “Ганчары” К.Камейши

Аппликация “Домик Ниф-Нифа” (из соломки)

Посещение музея (выставки, посвящённой белорусскому народному декоративно –прикладному искусству).

Дидактическая игра “Я – художник”

январь

Дидактическая игра “белорусские узоры”

Рисование “Слуцкие пояса”.

Лепка “Макотра”

Рассматривание иллюстраций к белорусской народной сказке “Два маразы”.

Рисование по белорусской народной сказке “Два маразы”.

Беседа о суенирах из льноволокна.

Изготоление игрушек из льноволокна.

Оформление книжки – ширмы из рисунков детей к сказке “Два маразы”.

февраль

Занятие по ознакомлению с окружающим “Соломоплетение”.

Рассматривание иллюстраций к белорусской народной сказке “Жаронцы”.

Аппликация “закладка в подарок папе” из соломки.

Рисование по белоруской народной сказке “Жаронцы”.

Рисование “Украшение полотенца”.

Выставка “Белорусская соломка”

Рассматривание альбомов “Белорусский сувенир” и “Беларуская народная творчаць”,

Занятие по ознакомлению с изобразительным искутвом “Белорусский узор”.

март

Изготовление сувениров из соломы и льноволокна в подарок маме.

Рассматривание иллюстраций к белорусской народной сказке “Піліпка–сынок”.

Рисование по белорусской народной сказке “Піліпка–сынок”.

Лепка “Конь”.

Рассматривание иллюстраций с изображением изделий из лозы.

Встреча с мастером плетения из лозы.

Рисование “Украшение рубахи”

Аппликация “Кораблик” (из соломки).

Рассматривание иллюстраций к белорусской народной сказке “Лісіца–хітрыца”.

апрель

Лепка по белорусской народной сказке “Лісіца–хітрыца”.

Рассказ об изделиях из дерева.

Выставка “Белорусская игрушка” ( из соломы, льноволокна, дерева, глины).

Наблюдение за работой резчика по дереву.

Дидактическая игра “Собери костюм”

Рисование “Украшение постилки”.

Аппликация “Белоруский узор”. (фриз для украшени зала).

Беседа “Белорусский костюм”.

Занятие по ознакомлению с окружающим “Подарки друзей”.

Рисование “Кукла в белорусском народном костюме”.

май

Занятие по ознакомлению с окружающим миром “Краіна майстроў”[8].

Тематическое занятие “Фабрика сувениров”

Составление альбома “Декоративно-прикладное искусство белорусского народа”

.

Лепка “Жбан”

Сюжетно-роленвая игра “Фабрика сувениров”.

Занятак: выцінанка па задумцы “Падарункі для сяброў”[9]

Изготовление атрибутов к досугу “Вечорки”.

Аппликация “Кораблик” (из соломки).

Досуг “Вечорки”.

Выставка детских работ, изготовленных на занятии и в повседневной жизни.

Особенности работы педагога  по формированию национального самосознания посредством народных подвижных и дидактических игр.

Большое место в жизни ребёнка занимают игры. Это основная форма их деятельности, содержание жизни. В играх дети крепнут физически, духовно, учатся понимать окружающий мир, действовать в коллективе. Игра создаёт благоприятные возможности для удовлетворения и развития потребности ребёнка в самоутверждении, для формирования такого важного образования личности, как самооценка. Игра - это жизненно важная потребность для ребёнка, познающего мир. В детском возрасте, как говорил А.С. Макаренко, «игра – это норма жизни. Ребёнок играет даже тогда, когда делает серьёзное дело».

           Каждый народ имеет свои самобытные игры, которые отражают характер народа. Игры белорусского народа очень тесно связаны с бытом, трудовой деятельностью людей, природой, которая их окружает. Когда – то игры имели культовые функции, но с течением времени утратили связь с обрядами и превратились в забаву.

           Отличительной особенностью народных игр является их образность, которая пробуждает фантазию детей.

В большинстве случаев беларусские народные игры - это игры подвижные. Одни из них имеют определённые нормы, словесное оформление, что делает их драматизированным действом. Другие – со строгим распределнием ролей каждого участника, в которых слова являются сигналом  к некому действию. Есть игры-хороводы с сочетанием мелодии, слов, движений, что содействует воспитанию интереса к белорусскому народному творчеству, к родному языку.

Белорусские народные игры могут использоваться во время утренней гимнастики, физкультурных занятий, во время физкультурной паузы, а так же в самостоятельной деятельности детей. Выбор игры зависит от педагогической задачи, поставленной воспитателем, а так же физической подготовленности детей, состояния их здоровья. При объяснении игры воспитатель рассказывает её содержание,объясняет смысл многих слов, которые встречаются впервые (это не только обогатит словарный запас воспитанников, но и будет содействовать их общему развитию); показывает, как необходимо исполнять те или иные действия. Потом при помощи вопросов предлагает детям повторить правила игры, чтобы убедиться, что они правильно поняли её содержание, помочь детям понять характерные черты каждого героя, те обстоятельства, в которых они действуют.

Определить ведущих игр можно разными способами, но основными являются следующие:

- “брацца за палку” – учасники игры берутся за палку рука к руке вверх. Тот, кто накроет конец палки – ведущий;

- “канацца” – игроки стоновятся в шеренгу около линии, ставят палку на ступню, резким взмахом ноги бросают её как можно дальше. Тот уасник, чья палка упала ближе всех – ведущий;

- “лічыцца” – один игрок читает считалку, при каждом слдове показывает по очереди на участников игры. На кого попадёт последнее лово – тот ведущий;

- “ дамаўляцца” – Ведущего выбирают из числа наиболее опытных по договорённости.

           Воспитатель в игре должен видеть действие каждого ребёнка. Бодрым тоном, действенным участием он поддерживает у детей радосное настроение, поощрять проявления решительности, смелости, находчивости, инициативы, сдерживает чрезмерно активных детей, подбадривает тех, кто отстаёт, предупреждает возможные случаи некорректных отношений к менее ловким детям. Для стимулирования хода игры он может принять в ней участие, как обычный игрок, стого соблюдая её правила.

           В редких случаях воспитатель может взять на себя ответственную роль показать, как нужно делать.

           При проведении игр целесообразно использовать музыку. При наличии музыкальных инструментов можно использовать под игру определённую мелодию, что создаст эмоциональное настроение.

           Одна из основных целей этой работы – подготовить детей к восприятию белорусских традиционно – обрядовых праздников. Эта подготовка будет происходить при помощи народных белорусских игр, истоки которых лежат в обрядовой поэзии.

Перечень белорусских фольклорных игр, рекомендуемых

Учебной программой дошкольного образования

Группа

Фольклорные игры

Певая  младшая

“Маша”, “Дожджык”

Вторая младшая, средняя группа

“Кот Васька”, “У вераб’я”, “Ваўкі і авечкі”, “Кот і мышы”, “Гусі”, “Дзед мароз”

Старшая группа

“Жабка”, “Каля млына”, “Журавель”, “Казёл”, “Чараўнік”, “Да дзеда ў госці”, “У садочку”

                    Перечень сезонных внеобрядовых народных игр, которые могут быть использованы в работе педагогов дошкольных учреждений.

           Восеньскія гульні і карагоды: “Млын” (гульня), “Пячэнне хлеба” (гульня – карагод); “Яблынька” (гульня – карагод), “Гусі” (гульня) “Лянок” (гульня карагод).

           Зімовыя гульні: “Каляда” (гульня), “Каза” (гульня), “Казёл” (гульня), “Мядзведзь (гульня), “У мядзведзя на бару” (гульня), “Журавель” (гульня), “Апанас” (гульня), “Халімон” (гульня), “Чорны баран” (гульня).

           Веснавыя гульні і карагоды: “Селезня вадзіць” (гульня – карагод), “Явар” (гульня – карагод), “На росу” (гульня – карагод), “Жыта” (гульня – карагод), “Хустачка” (гульня – карагод), “Залатыя варата” (гульня – карагод).

           Летнія гульні: “Купалінка” (гульня), “Ведзьма” (гульня), “Вогнішча” (гульня), “у коней” (гульня), “Гарэлыш” (гульня), “Бабёр” (гульня), “Ямачкі” (гульня).

Фальклорныя гульнi

КУРНАЦІЦА

У хаце ці на дварэ дзеці становяцца адзін за адным у рад. Хто стане наперадзе, той лічыцца правадыром. Ён бярэ ў адну руку кій, а ў другую – скручаны шалік ці жгут з хустачак. Кожны гулец у радзе трымаецца абе-дзюма рукамі за вопратку папярэдняга гульца. Рад дробнымым крокам пасоўваецца наперад і спявае: Вышы, ніжы, Курнаціца, Набок шапка – вушаніца. Пасля гэтых слоў правадыр крычыць: “Шапку набок! – і паварочвае сваю шапку набок. На гэты загад хлопцы, гледзячы на правадыра, паварочваюць свае шапкі набок, а дзяўчаты хусткі. Да таго, хто не паслухаў яго, правадыр падыходзіць і б’е жгутом па плячах. Выконваць загад усе дзеці павінны разам так дакладна, як правадыр сам паказвае. Пасля гэтага, па знаку правадыра, рад пасоўваецца далей наперад з той жа самай прыпеўкай, у канцы якой пра-вадыр ізноў крычыць: “Кулак угару”, “Рукі ў бок”,”На бок легчы”,”Язык вы-сунуць” і г.д. Каб лепш бачыць, як выконваецца яго загад, правадыр часам паварочвае ўвесь рад у паўкола.

СЛЕПА БАБУЛЕЧКА

Усе дзеці ходзяць па кругу. Выбіраецца слепа бабулечка. Ёй завязваюць вочы. Бабулечка ходзіць у сярэдзіне круга. Усе спаваюць: Наша слепа бабулечка Па вошчупу ходзіць, Шукае каго-небудзь, Хто яе асвыбодзіць, Бабулечка, хадзі бліжэй, Усе цябе просяць, Даткні каго, угадай, хто ён, А мы асвабодзім. Бабулечка падыходзіць да каго-небудзь, датыкаецца, спрабуе адгадаць, хто гэта. Калі адгадае, тое дзіця становіцца слепай бабулечкай. 

У МЯДЗВЕДЗЯ НА БАРУ

З удзельнікаў гульні выбіраюць або прызначаюць аднаго мядзведем. Мядзведь ходзіць па сваім лесе, шукае, хто яму робіць шкоду. Дзеці прыходзяць у лес, за ягадамі, грыбамі. Яны ходзяць і разам спяваюць песню: У мядзведзя на бару Грыбы, ягады бяру. А мядзведзь на нас глядзіць І вурчыць. Дзеці могуць некалькі разоў праспяваць сваю песню. Мядзведзь зручны момант, каб кінуцца на іх. Ён бяжыць за дзецьмі, стараецца каго-небудзь злавіць. Хто будзе злоўлен першы, той становіцца мядзведзям. Так працяг-ваецца, пакуль дзецмя не надакучыць бегаць. 

ШАСТАК

Дзяўчанкі становяцца ў кола, трымаючася за рукі, адна з дзяўчынак выходзіць у сярэдзіну кола, пахаджвае і спявае: Шэсць дзён малаціла, Шастак зарабіла, Сама сабе дзівавала, Што так мала зарабляла. Прапеўшы гэта, яна, а за ёй і ўсе дзяучынкі пяюць песню спачатку: дзяўчынка, што хадзіла пасярэдзіне,як найхутчвэй пачынае перакрчувацца цераз руку з тымі, хто стаіць у коле. Калі яна перакруціцца з усімі, на яе месца ідзе другая дзяўчанка і зноў пяе: Шэсць дзён малаціла, Шастак зарабіла. Сама сабе дзівавала, Што так мала зарабляла.  МАША Задача: развіваць тэмбравы слых, вызываць добрыя пачуцці. Апісанне гульні: Дарослы расказвае: Ёсць у нас дзяўчынка Маша, І ёсць у нас хлопчык Саша, Яны хочцуь пагуляць, Хто пакліча – адгадаць. Дзяучынка або хлопчыку завязваюць вочы хустачкай. Дзеці, трымаючыся за рукі, ідуць па крузе і спяваюць: Маша, Маша, ты патеха наша, Адгадай, хто пяе, імя тваё назаве. Хто-небзь адзін з дзяцей прспявае: “Маша”. Маша, якая стаіць у сярэдзіне круга, павінна адгадаць, хто спяваў. Хто адгадвае, той становіцца Машай. Калі гэта хлопчык, то дзеці спяваюць “Саша”.

ДОЖДЖЫК

Задача: выклікаць радасць, развіваць спрыт, удасканальваць навыкі хуткага бега. Апісанне гульні: Дарослы весела кліча: Ідзі,ізді, дожджыку, звару табе боршчыку, Пастаўлю пад елкаю, накрыю талеркаю, Сама пакаштую, цябе пачастую. Выбіраюць дожджык. Ён стаіць, а дзеці скачуць вакло яго і дражняць: Буль-буль-буль, буль-буль-буль, Не баімся кропляў куль, Будзе часты дождж ісці,  Будзем мы хутчэй расці. Дзеці ўцякаюць, а дожджык бегае за імі і дакранаецца цэлафанавымі стужачкамі, якія трэмае ў руках, да тых, каго дагоніць. Дзіця, да якога дождык дакрануўся, выбывае з гульні. Дожджык павінен дагнаць усіх удзельнікаў гульні.

У ВЕРАБ’Я

Задача: выклікаць радасць, выхоўваць добрыя сяброўскія ўзаемаадносіны.  Апісанне гульні: Дарослы загадвае загадку:  Шустранькі, маленькі, сам у шэрай світцы, Шукае канапелькі, каб трошкі пажывіцца. Потым, паказваючы на каго-небудзь з дзяцей, кажа: Верабей, верабей, вылятай у круг хутчэй. Той, на каго паказаў дарослы, “вылятае” ў сярэдзіну круга. Дзеці ідуць по крузе і спяваюць: Паскакаў верабей ды по сметнічку, А сабраў верабей ўсю сямеечку: “Мала нам, мала нас на булачку хлеба, А пазваць, а пазваць каго яшчэ трэба?” На першыя два радкі песні верабей скача ў крузе, узмахвае крыл-цамі. На два астатнія – стаіць на месцы, ківае галавой, быццам дзяў-бе. Пасля заканчэння спеваў верабей кліча каго-небудзь з дзяцей, каб падсілкавацца хлебам. 

ХІТРЫЯ МЫШЫ

Задача: развіваць увагу, асцярлжнасць, вытрымку.. Апісанне гульні: Дарослы загадвае загадку: Маленькі шарык пад лаўкай шарыць, Збірае крошкі, баіцца кошкі. Ката выбіраюць по лічылцы: Раз, два, тры, чатыры, Ката грамаце вучылі, Не чытаць, не пісаць, А за мышкамі скакаць. Кот становіцца на невялікай адлегласці ад дзяцей, заплючвае вочы, нібыта спіць. Мышы скачуць і дражняць ката: Тра-та-та, тра-та-та, не баімся мы ката. Дражнілка паўтараецца да тога часу, пакуль кот, які спачатку драмаў, пачне падкрадацца. Як толькі кот скокне, мышы заміраюць на месцы. Кот пахаджвае і выглядае. Калі хто зварухнецца, цягне да сабе. Гульня працягваецца, пакуль кот не пераловіць ўсіх мышей.

ГУСІ І ВОЎК

Задача: удасканальваць навыкі хуткага бегу, спрыт, выхоўваць пачуццё калектывізму, смеласць. Апісанне гульні: Выбіраюць ваўка і гусей (4-5 чалавек), воўк знаходзіцца ў сярэдзіне круга, гусі – за кругам. Дзеці або дарослы крычаць: “Гусі-гусі! Вам пара ў чыста поле са двара!” Дзеці ідуць карагодам, трымаюцца за рукі і спяваюць: Дзе былі вы, гусі? На сінім на моры. Каго там вы бачылі? Шэрага воўка. Ах, ты, шэры ваучок, Бяры ты гусенка замест парасёнка. Гусі адказваюць пасля кожнага з сямі радкоў тэксту ўвесь час аднолькава. Потым гусі ўцякаюць, а воўк іх ловіць. Дзеці дапамагаюць гусям, якія маюць права схавацца ў сярэдзіне круга, калі стомяцца. Воўк гэтага права не мае.

Примерные дидактические игры

“Найди половинку”

Программное содержание: познакомить детей с белорусской игрушкой; ввести в активный слова белорусские слова; развивать наблюдательность, память, усидчивость.

Материал: набор открыток как образец; набор таких же открыток, разрезнный на пазлы.

Ход игры:

Детям предлагается рассмотреть открытки с изображением белорусских народных игрушек. Затем воспитатель предлагает ребятам разрезанные на части открытки. Из них необходимо собрать картинку (игрушку).

“Назва вырабу”

Праграмны змест: замацаваць веды дзяцей аб назвах беларускіх ганчароў, па сілуэту вызначыць, як называецца рэч і дзе яна ўжываецца.

Ход гульні.

Хто правільна адгадае назву, той атрымлівае фішку. Пераможцам з’яўляецца той, хто больш за усіх атрымае фишак.

Апранем ляльку”

Праграмное содержание:

Замацаваць веды дзяцей аб строях, распаўсюджаных на Беларусі: Навагрудскі, Калінкавіцкі, Маларыцкі, Ляхавіцкі раёны.

Гульнявая задача:

 па арнаменту, колеру, размяшчэнню узору вызначыць той, ці іншы строй. Пераможцам з’яўляецца той, хто правільна збярэ касцюм і назаве строй.

“Цудатворная крынічка роднай мовы”

Праграмны змест: авалодваць багаццем роднай мовы; развіваць моўныя здольнасці, атрымліваць першапачатковыя навыкі размовы на беларускай мове; фарміраваць у дзяцей устойлівую цікавасць і станоўчыя адносіны да беларускай мовы, жаданне авалодаць беларускай мовай праз знаёмства з беларускім фальклорам – забаўлянкамі, казкамі, песенькамі, лічылкамі.

Ход гульні:

У гульні могуць удзельнічаць 5-6 чалавек. Перад дзецьмі кладзецца поле для гульні з 5 сектарами, фішкі, кубік. Дзеці кідаюць кубік і рухаюць фішкі па полю, пры гэтым пераадольваючы цяжкасці (заданні выхавацеля), якія сустракаюцца ім на сектарах. Хто не справіўся з заданнем – прапускае ход. Пераможцам з’яўляецца той, хто першым дойдзе да фініша.

«Бабушкин сундучок».

Программное содержание: придумать проект и оформить домик куклы Алеси.

Оборудование и материалы: комната куклы Алеси, сундучок с бабушкиными изделиями, старинная утварь местного производства.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребятам стать дизайнерами по интерьеру и украсить комнату для куклы Алеси так, чтобы она была уютной и красивой. При этом обращается внимание детей на то, что жители Беларуси использовали для украшения жилищ различные ткани собственного изготовления, вышивки, изделия из глины и лозы. Они знали секреты украшения жилищ и бережно передавали их из поколения в поколение. Эти тайны до сих пор живут в бабушкином сундучке. Воспитатель прелагает детям заглянуть в сундучок и выбрать предметы, которые могут украсить комнату куклы Алеси. Дошкольники предлагают свои варианты оформления помещения, украшают домик вышитыми полотенцами, скатертями, домоткаными дорожками, расставляют кухонную утварь и расписную посуду.

Итог: комната стала красивой, и сделать её такой помогли секреты бабушкиного сундучка. Теперь Алеся с удовольствием пригласит к себе гостей (можно продолжить).

Работа с родителями по приобщению детей к национальной культуре.

Семья, как никакой другой социальный институт, способна обеспечить ребёнку эмоциональную защищённость, переживание чувства самоценности своего существования, искренней заинтересованности в нём. Родители могут и должны играть важную роль в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Современные родители чаще всего не знают народных праздников и обрядов, не представляют как отмечать их в семье, и о чем рассказывать ребятам. Поэтому педагогам необходимо разработать рекомендации по приобщению детей к белорусской национальной культуре в помощь семье. Наиболее эффективными формами работы с родителям являются:

- анкеты, через которые выясняется отношение родителей к народным праздникам и обрядам, иx мысли и предложения относительно организации и проведения белорусских народных праздников и обрядов в дошкольном учреждении

- нформационные листки (такие листки можно посылать родителям 1 или 2  раза месяц);

- консультации;

- беседы, имеющие немало возможностей установления доверительных деловых контактов;

- групповые собрания;

- брейн – ринг ;

- дни открытых дверей;

- посещение семей.

Совместная подготовка, участие родителей в организации и проведении народных праздников и обрядов, индивидуальные консультации становятся для родителей привычным и интересным занятием.

Накануне праздника проводится встреча с родителями, во время которой необходимо объяснять суть обрядовых действий, советовать, как надо готовиться к празднику, определить участие каждого в нем (приготовление обрядовой еды, выступление, роль и др.)Взрослые готовят праздник и выполняют в этом ведущую роль. Главная значимость праздников — принести ребятам радость.

Систематическими должны быть совместные мероприятия ребят с родителями, так как совместная деятельность родителей и детей несёт не только образовательный, но и воспитательный потенциал в плане укрепления семьи.

Регулярные совместные прогулки родителей и детей в выходные дни должны стать хорошей традицией. Многие места в городе или посёлке могут стать интересными и полезными