7 чудес архитектуры Беларуси

Гольшанский замок

          Архитекторы называли Гольшанский замок “каменным цветком». 

Владимир Короткевич восхищался им в своем романе «Чёрный замок Ольшанский». 

Гольшанский замок станет архитектурным чудом. В нем в 1440 году “Великие Паны” выберут нового великого князя – Казимира IV, Ягелончика. И этот же замок сделает знаменитым на весь мир Владимир Короткевич. Владимир Короткевич восхищался им в своем романе «Чёрный замок Ольшанский». 

Писатель превосходно передал мифическую атмосферу, которой было наполнено местечко. Согласно одной легенде, Анну-Гордиславу Гольшанскую полюбил простой человек. Знатная княжна отказала молодому мужчине в ухаживаниях, но про тайные встречи уже узнал её отец. И тогда юношу замуровали в стену. Считается, что и по сей день тень Черного Монаха бродит по подземельях замка.

Планово замок напоминает голландские Бесенштейн и Клейданец. А тогдашние архитекторы называли его “каменным цветком”, вероятно, за богатое убранство. Но даже такой роскошный замок попал в беду. После окончательного раздела Речи Посполитой последние хозяева – Сапеги – эмигрировали. А само здание достается помещику Горбаневу. В итоге замок разбирают по кирпичах на строение коровников и клуба.

Косовский дворец

Косовский дворец – выдающийся и редкий на белорусских землях пример английской неоготики. Его зубчастые башни напоминают о временах рыцарства, но сделаны исключительно как декоративный элемент.

Крупный промышленник и граф Пусловский намеренно выбрал место для своего дворца именно в Косове. Поскольку всего в 1,5 км. от него находилось и находится урочище Меречовщина вместе с усадьбой многоуважаемых им Костюшек. Так дворец и скромная усадьба объединились в один дворцово-парковый комплекс.

Косовский дворец был построен в модном на тот момент стиле английской неоготики. Его проектом занимался известный варшавский архитектор Францыск Ящолд. Строение состояло из дворца, четырех ворот, терасс, аллей и нескольких водоемов. При этом главное здание стояло на самом высоком месте, поэтому панорама с него открывалась удивительная.

Ретроспективная готика предусматривала некоторую романтическую окраску. 12 зубчастых башен символизировали количество месяцев, а 4 центральные – хлебные месяцы. Пусловские не собирались обороняться в замке от врагов, поэтому бойницы были всего лишь кокетливым архитектурным ходом.

Мирский замок

Эклектичное, но талантливое сочетание суровой готики, оборонительного зодчества и легкой стилистики Ренессанса принадлежит руке итальянского архитектора Джованни Бернардони.

Ряд побед над тевтонцами, татарами и Московским княжеством вначале 16 века гарантировали ВКЛ относительное спокойствие. Но все знали, мир не бывает долгим. Поэтому в местечке Мир князь Юрий Ильинич начинает строить замок. Вскоре он станет одним из самых знаменитых памятников готики и оборонительного зодчества в Беларуси. 

Архитектура Мирского замка удивляет количеством нововведений и креативностью. В воротной веже строится каплица, которая одновременно выполняет функцию оборонительного строения. В зале для молебнов размещается механизм поднятия защитных решеток. А на третьем этаже башни находится площадка для пушек.

На южной стене замка до сих пор имеется камень, напоминающий баранью голову. По одной из легенд, только когда эта голова отвалится, замок будет разрушен. А до тех пор – стоять ему целым!

Несвижский замок

Несвижский замок появился благодаря тому самому Бернардони, который строил римский собор Петра и Павла. Архитектурная жемчужина была одновременно и роскошным замком, и грозной крепостью. 

Этот замок является «молочным братом» римского собора Петра и Павла. Поскольку его строительством занимался знаменитый итальянский зодчий Джованни Бернардони. Итогом его трудов стал настоящий дворец с 12 залами, кунсткамерой и солидной библиотекой. При этом наличие вала, рва и бастиона с артиллерией придали роскошному дворцу вид угрожающей крепости.

Несвижский замок – это одна из главных фортеций и резиденций рода Радзивиллов. Первоначально на его месте стоял деревянный замок, который в середине 16 века был укреплен. Но свой величественный стиль здание приобрело по инициативе Николая Кристофа Радзивилла Сиротки в 1583 году. Еще одна перестройка пришлась на 18 век, когда дворец обзавелся барочной кокетливостью, ажурными балконами и маленькими башнями.

Замок был роскошным не только снаружи, но и внутри. В коллекции его интерьеров числились статуи 12 апостолов, отлитые из золота и серебра, а также украшенные драгоценными камнями. Но после 1812 года их судьба неизвестна, как и судьба многих других радзивилловских сокровищ.

Дворец Румянцевых-Паскевичей в Гомеле

Дворец Румянцевых-Паскевичей смог привнести немного роскошной архитектуры в стилистике классицизма в Гомель. Исследователи уверены, что его автором стал знаменитый Иван Старов. 

До тех пор, пока не наступил 1772 год, гомельские земли принадлежали князю Чарторыйскому. Замок, который стоял на этой территории, был деревянным. Однако князь отказался служить новой короне, и был успешно избавлен от своего имущества. В скором времени Екатерина ІІ подарила город “ради забавы” одному из своих фаворитов – Петру Румянцеву.

И уже он поменял деревянный замок на роскошный дворец в стиле классицизма. Специалисты отмечают, что архитектором стал никто другой, как Иван Старов. А он известен, благодаря Казанскому собору и Александро-Невской лавре в Петербурге. Но уже в середине XIX века недостроенный дворец переходит в руки генерала-фельдмаршала Ивана Паскевича. И уже новый хозяин усердствует над созданием парка. Он завозит сюда различные породы деревьев, в том числе экзотических. 

Софийский собор

Софийский собор стал “тотемом” великого и древнего Полоцка. Его строительство начал легендарный Всеслав Чародей. Он же и одел “Софийку” в колокола, которые захватил в побежденном Новогороде. 

Правый берег Западной Двины украшает самый древний христианский храм в Беларуси. В свое время он стал настоящим событием на восточнославянских землях, и даже упоминается в «Слове о полку Игореве». По замыслу Всеслава Чародея и византийских архитекторов в Полоцке должна была появиться архитектурная жемчужина. И она там появилась.

Софийский собор (середина 11 века) – стал символом государственности, политической и экономической независимости Полоцкого княжества. Даже городская печать имела на себе изображение «Софийки» и надпись: “Печать Полочькая и стои Софьи". Храм хранил в своих глубинах ценную библиотеку и архив с документацией. Однако дальнейшая судьба собора не была простой: пожары, убийства офицерами Петра І униатских священников, ограбления и издевательства. Но все же белоснежный древний храм каждый раз восстанавливался и жил дальше. 

Красный костёл в Минске

Эдвард Вайнилович вошел в историю вместе с Красным костелом. Поскольку построил он этот роскошный храм исключительно на свои деньги. И единственное, о чем просил, назвать его в честь своих умерших детей. 

Красный костел давно стал необходимостью для Минска. Город рос, количество прихожан – соответственно. Но католический храм был только один. И поэтому во время службы даже в самый сильный мороз люди занимали место рядом с костелом. Иногда вся площадь, вплоть до губернаторского дома, была заполнена.

У Эдварда и Олимпии Вайниловичей рано умерли дети. Их забрала “испанка”. И поэтому Эдвард Вайнилович решил возвести в их память храм, который назывался бы именами умерших детей. Так в 1910 году возник костел Святых Симона и Елены.

Здание костела стало одним из редких примеров неороманского стиля на землях Российской империи. Его создал талантливый и знаменитый архитектор Томаш Пойздерский. Костел вмещал в себя 1,5 тысячи человек. Красный кирпич везли из Ченстоховы, а черепицу – из Вацловки. Для колонн и алтарей использовали розовый песчаник и келетский мрамор. А витражи разработал художник Францишек Бруздович.