Обоснование актуальности проекта
Одной из важнейших задач нравственного воспитания подрастающего поколения в современных социально-экономических условиях является воспитание любви к Родине. Чувство патриотизма многогранно по структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины.
Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому, у них единая основа – привязанность и чувство защищенности. Если педагоги и родители будут воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
Дошкольная педагогика определяет приоритетную роль таких средств патриотического воспитания дошкольников, как природное и социальное окружение, в котором они живут. Дополняет перечень средств патриотического воспитания художественная литература, музыка, изобразительное искусство, игровая и трудовая деятельность, праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.
Однако, как показывает практика, перед педагогами дошкольного образования стоит проблема поиска эффективных форм работы с детьми, определения взаимосвязи средств воспитания, позволяющих успешно решать задачи формирования основ гражданственности и патриотизма
у дошкольников. Сложность решения задач патриотического воспитания определена возрастом детей – все чувства только зарождаются и не могут быть сформированы окончательно.
Данные факты определяют актуальность областного социально-педагогического проекта «Письмо другу».
Сроки реализации: сентябрь 2021 года – август 2022 года.
Цель проекта – воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природными и социальными объектами ближайшего окружения; развитие связной речи и культуры общения в процессе написания коллективных писем о своей малой родине сверстникам из других районов Минской области, г. Жодино.
Задачи проекта:
1. Изучить методику организации занятий по живому слову (составление коллективных писем).
2. Определить природные и социальные объекты ближайшего окружения, доступные для восприятия детей дошкольного возраста.
3. Разработать экскурсионные маршруты для детей к природным
и социальным объектам населенного пункта, в котором находится учреждение образования.
4. Включить в образовательный процесс проведение экскурсий
по разработанным маршрутам, виртуальных экскурсий*; проведение занятий по живому слову (составление коллективных писем) в рамках нерегламентированной деятельности.
5. Создать условия для привлечения родителей к участию в реализации проекта посредством организации в выходной день прогулок с детьми к природным и социальным объектам населенного пункта, в котором находится учреждение образования.
6. Организовать переписку между учреждениями дошкольного образования Минской области.
7. Обеспечить трансляцию результатов реализации проекта посредством сайтов.
8. Представить итоги участия в проекте родительской и педагогической общественности в рамках мероприятий на уровне учреждения образования, района, г. Жодино, области.
Основная идея проекта.
Систематическая работа по организации для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста экскурсий к природным и социальным объектам ближайшего окружения (виртуальных экскурсий*), коллективное составление писем и переписка со сверстниками из других районов, г. Жодино будут способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о своей малой родине, Минской области и Республике Беларусь, развитию культуры общения и связной речи, воспитанию основ патриотизма и гражданственности.
Основные теоретические положения проекта.
Реализация проекта предполагает:
определение наиболее интересных объектов в населенном пункте, где находится учреждение образования: природные и промышленные объекты, спортивные и культурные объекты, исторические места;
разработку планов-схем экскурсионных маршрутов, описание экскурсионных маршрутов (подготовительная часть, ход экскурсии, послеэкскурсионная работа);
разработку виртуальных экскурсий*;
включение экскурсий (виртуальных экскурсий*) как формы обучения в образовательный процесс;
организацию занятий по живому слову в рамках нерегламентированной деятельности воспитанников;
вовлечение родителей в образовательный процесс посредством организации в выходной день прогулок с детьми к отдаленным природным и социальным объектам населенного пункта, в котором находится учреждение образования;
организацию переписки с другими учреждениями дошкольного образования Минской области;
оформление альбома «Моя малая родина в письмах к друзьям» для фиксации результатов переписки;
создание районных электронных книг «… район в рассказах и рисунках дошколят»;
создание электронной книги «Минщина в рассказах и рисунках дошколят».
Реализация проекта будет способствовать:
формированию у детей представлений об интересных социальных
и природных объектах ближайшего окружения, воспитанию основ гражданственности и патриотизма, развитию связной речи, навыков общения и изобразительной деятельности;
повышению уровня педагогических компетенций родителей в вопросах гражданского и патриотического воспитания детей, организации прогулок с детьми в выходной день; вовлечению родителей в образовательный процесс учреждения дошкольного образования;
развитию творческого потенциала и профессиональных компетенций педагогов в процессе реализации и представления результатов проекта.
Приглашаем родителей (законных представителей) к участию в проекте!
С целью формирования основ гражданственности и патриотизма в учреждении образования создан электронный альбом, где воспитанники смогут рассказать ребятам из других районов Минской области о своей малой родине, а также получить представление о жизни в других населённых пунктах.
Предлагаем маршруты для прогулок с детьми
Маршрут "Школьный стадион"
Буклет https://disk.yandex.by/i/41bCzxB1OcNVOA
Маршрут "По родному краю с рюкзаками"
Буклет https://disk.yandex.by/i/kEshoKoloGiyUg
Карта маршрута https://disk.yandex.by/i/ur_Vv9C92NVvew